Описание в научном стиле. Синтаксис и научный стиль. Отличительные особенности научного стиля

Общая характеристика научного стиля речи

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

предварительное обдумывание высказывания,

монологический характер речи,

строгий отбор языковых средств,

стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

1. Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

собственно научный,

научно-технический (производственно-технический),

научно-информативный,

научно-справочный,

учебно-научный,

научно-популярный.

Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

сообщение,

ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

рассуждение,

языковой пример,

объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

Научная тематика текстов.

Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

  1. Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
  2. Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.
  3. Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

2. Лексика научного стиля

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть - инертный газ; порядковый номер его - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный" (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе "Язык научно-технической литературы" (М.:МГУ, 1973, с. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

3. Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

4. Синтаксис научного стиля

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для описания фактов действительности, объяснения их взаимодействия, формулировки закономерностей и законов.

Добавим, что в научной речи преобладает как функционально-смысловой тип речи, и это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.

  • подчеркнутая логичность,
  • доказательность,
  • точность (однозначность),
  • отвлеченность (обобщенность).

В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень частотны причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчеркивают логичность текста: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. Употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда это целые предложения — предложения скрепы: вначале рассмотрим…, перейдем к проблеме…. Об этом говорилось выше.

Цитаты являются одним из способов доказательств.

Предлагаем ознакомиться с яркой видео презентацией по этой теме

В научной речи четко выдержана структура абзаца. Первое предложение абзаца, как правило, является новым положением. Предложение строится по схеме:

— тезис — доказательство.

Каждый абзац в научном тексте начинает новую микротему.

(Микротема –это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать. Микротему можно выделить из готового текста или закладывать при его создании. Например, тема «Сад» разделяется на подтемы: «Плодовые деревья», «Кустарники» и т.д. Подтема «Плодовые деревья» в свою очередь на подтемы «Яблони», «Груши», вид дерева разделяется на новую подтему: сорт дерева и т.д.)

Научный текст легко делится на части, потому что каждая часть достаточно четко композиционно оформлена: зачин — развитие мысли — концовка-вывод.

Для такой речи также характерны особые стандартные обороты:

Нам представляется возможным доказать…, Нетрудно заметить, что.., Из всего сказанного можно сделать вывод…

А еще — у нас есть увлекательный онлайн-кроссворд на эту тему для проверки ваших знаний —

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой, (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Цели занятия: Характеристика лексических, морфологических и синтаксических особенностей НСР. Дать определение научному стилю. Сфера употребления научного стиля. Дать понятие научному стилю речи.

Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов:

1.Основные понятия науки

2.Сфера употребления научного стиля.

3. Морфологические и синтаксические особенности НСР.

Методы обучения занятия:

Научный стиль – это разновидность литературного языка применяется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

В научном стиле широко используются следующие языковые средства: специальные слова (в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь(для чего применяются, например, вводные слова); конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-экспрессивные слова используются очень редко.

На лексическом уровне научная речь характеризуется использованием специальной лексики – научной терминологии, а также употреблением слов в одном, определенном, значении. В связи с этим лексика научного стиля характеризуется относительным однообразием, однородностью. Текст в научном стиле увеличивается в объеме столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же. Поэтому для научных текстов характерна высокая частота употребления отдельных слов.

Морфологические особенности научной речи: глаголов 3-го лица настоящего вневременного значения в роли сказуемого, глаголы 1-го лица множественного числа. В текстах научного стиля достаточно большое количество глаголов выступает в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться оставаться, характеризоваться, заключаться. Преобладание в научном стиле абстрактной лексики над конкретной обусловливает и высокий процент существительных среднего рода, отвлеченных существительных на –ость: важность, системность, последовательность, водонепронецаемость и др., а также прилагательных в составе двусловных терминов.

Научному стилю свойственно широкое использование специальной лексики (терминологии). Это стиль научных книг, статей и исследований, посвященных отдельным проблемам науки. Он отличается строгой логичностью изложения, отвлеченностью и обобщенностью суждений, отсутствием экспрессивности. От строго научного стиля следует отличать научно-популярный, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для всех. Этому стилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.



Научный стиль и его особенности

Научный стиль – это функциональная разновидность языка, характеризирующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере.

Научный стиль имеет следующие лексические особенности: лексический состав научного стиля формируется на основе книжно-письменной лексики; большое место занимает узкоспециальная и общенаучная терминология, во многом определяющая специфику стиля; привлечение заимствованной терминологической лексики, зачастую интернациональной, - в связи с этим возникновение синонимов-дублетов; употребление многозначных слов в одном значении – терминологическом; отсутствие слов с яркой стилевой и стилистической окраской, взятых из других стилей; широкое привлечение слов с отвлеченным значением; использование конкретных существительных в обобщенном значении; наличие сложных слов, аббревиатур и символических обозначений.

Научный стиль – понятие широкое. Он обслуживает научно-техническую сферу человеческой деятельности. Объединяет неоднородные по форме тексты, которые весьма разнообразны и по значению, содержанию. К научной литературе относятся монографии, статьи научных журналах, сборниках, справочно-энциклопедические издания: учебная литература, научно-техническая информация, производственно-техническая литература и т.д. Для научного стиля особыми чертами, которые формируют всю его языковую систему, являются абстрактность, отвлеченность, обобщенность, логичность, объективность и точность. Но научный стиль неоднороден по своему составу, поскольку тексты могут быть предназначены как для специалистов, так и для более широкого круга читателей. Отсюда и использование подстилей: собственно-научного и научно-популярного. Их ответвлениями являются учебно-научный, научно-публистический и научно-мемуарный подстили.



Лексика научного стиля речи.

Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика.

Научный стиль – это стиль, которым пишутся книги, статьи, исследования, посвященные отдельным проблемам науки. Ему свойственно в первую очередь использование слов-терминов, относящихся к определенной области науки.

От строго научного стиля следует отличать общенаучный, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для всех. Этому стилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.

Одной из наиболее характерных черт научного стиля является отвлеченно-обобщенность изложения. Это сказывается прежде всего в том, что многие слова выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Характерно, что даже конкретная лексика здесь используется для обозначения общих понятий. Например: Береза хорошо переносит морозы. Здесь слово “береза” обозначает не единичный

предмет, дерево, а породу деревьев, то есть выражает общее понятие, выступает в обобщенном значении.

1. Из учебника по изучаемой вами выписать 10 конкретных существительных, использованных в обобщенном значении.

2. Сравнить две словарные статьи, определить, в какой из них слово “значение” выступает в качестве термина философии, сформулировать значение этого терминологического слова.

Словарная статья №1

Знание… всякое, истинное, неполное, неточное, новое.

Знание развивается, складывается (чем?) отражением закономерностей обьективной реальности.

Обогащать (чем?) знанием.

Критерий, истинность, природа, отрыв, границы, области, закономерность, понятие, определение… знания.

Словарная статья №2

Знание хорошее, глубокое, поверхностное…

Знание (кого? чего?) людей, действительности, жизни, ремесла… .

Знание (кого-чего-л., кем?) – (о человеке) человеком, ученым, студентом, Бигайшой Барлыбаевой… .

Показать, продемонстрировать… знание; обладать (чем?) знанием.

Знание (кого-чего-л.) помогает (кому-л. в чем-л.), способствует (чему-л.)

3. Выписать из словарных статей отвлеченные существительные.

Отвлеченные существительные образуют группу слов, обозначающих различные абстрактные понятия, как качество, действие, состояние. Они отличаются от конкретных существительных лексически и грамматически: не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе.

В научной речи частотны слова иноязычного происхождения, особенно в составе терминов. Наличие заимствованных слов-терминов вызвано тем, что интернационализация науки порождает и интернационализацию ее языка.

Определенная часть заимствованной терминологии пополнила научную речь дублетами – полными синонимами. В качестве синонимов – дублетов в начном стиле используются различные символические обозначения. Синонимия терминов при неполном совпадении их значений в научной речи – нежелательное явление: оно свидетельствует о неустоявщихся процессах становления термина.

Рациональнее пользоваться терминами иноязычного происхождения, чем словами исконными в тех случаях, когда заимствованные слова употребляются в нескольких языках, разумеется, при совпадении значения слова в этих языках. Если такого совпадения нет, лучше выбрать исконное слово. Термины – дублеты могут иметь место и в составе одного текста для того, чтобы избежать частных повторений, хотя в научной речи повторы допускаются.

Следует учесть тот факт, что большая часть заимствованной терминологии в русском языке затем через его посредство перешла в казахский язык, сохранив то же написание (исключения касаются случаев формоизменения. Ср.: класс (рус.) – класс (каз.), но в классе (рус) – класта (каз.). Заимствованные слова, включаясь в систему другого языка, подчиняются и его грамматическому строю.

4. Определить стилевую принадлежность микротекста.

Сведениям о начальной численности людей современного вида (homo sapiens), выделившихся из древних гоминидов примерно 50 тысяч лет тому назад, демография не располагает. Уровень рождаемости в эпоху мезолита, неолита, видимо, был высоким и составлял 45-50 человек на 1000 населения.

Со времен образовались многомиллионные скопления населения в областях великих цивилизаций древности, в число которых входят Египет, Ассирия, Вавилон и др. В середине века численность населения росла невысокими темпами и составляла 250-300 миллионов человек. К началу нашего столетия населения насчитывало 1 миллиард 656 миллионов, причем на долю Европы приходилось чуть более 20 процентов.

5. Выделить из текста конструкции, которые выражают соотношение частного и общего, части и целого.

6. Записать употребленные в тексте терминологические слова, по словарям установить их происхождение: демография, цивилизация, homo sapiens, гоминиды.

7. Найти в тексте конкретные существительные, использованные в обобщенном значении.

Синтаксис научного стиля речи.

Синтаксис научной прозы призван строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, избегая при этом избыточной информации. Синтаксические связи формируются в зависимости от логических связей. Поэтому в синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предложениями, абзацами и большими синтаксическими целыми – союзы и союзные слова; вводные слова и вводные предложения; целый ряд наречий и наречных предложений, употребляющихся в функции связывающих слов, смысловое согласование, а также словопорядок – логико-грамматическое членение предложения.

«На логико-грамматическом уровне в функциональном стиле научной и технической литературы любое предложение любого языка всегда состоит из двух компонентов: 1) логико-грамматического предиката, несущего основную информацию и 2) логико-грамматического субъекта, несущего вспомогательную функцию». При этом в русской письменной речи в научной и технической литературе наблюдается принцип «линейной» подачи информации, согласно которому сначала в предложении вводится вспомогательная информация (ВИ), а затем основная информация (ОИ), причем основная информация располагается после сказуемого. (Например, в предложении «В лаборатории работало 20 человек»…сообщается, сколько в лаборатории работало человек, а в предложении «20 человек работало в лаборатории» сообщается, где эти люди работали).

Распространены в научной прозе безличные, неопределенно-личные предложения – при описании фактов, явлений, процессов; номинативные – в публикациях, в названиях книг, разделов, глав, параграфов, в надписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям. Неполные предложения почти не употребляются.

Часто встречаются в научной прозе повествовательные предложения, реже вопросительные предложения и отсутствуют восклицательные предложения, как эмоционально-окрашенные.

Вводные слова и вводные конструкции в научной прозе играют особую роль. Они употребляются для связи мыслей, последовательности изложения (например, «во-первых», «во-вторых», «итак», «следовательно», «таким образом» и т.д.), для выражения предположения (например, «очевидно», «вероятно» и т.д), для оценки степени достоверности излагаемого (например, «действительно», «конечно», «разумеется»- при оценке факта как достоверного; «предположим», «надо полагать» - при оценке факта как предполагаемого; «вероятно», «возможно» - при оценке факта как возможного), для

указания на источник информации (например, «по нашему мнению», «по данным ЮНЕСКО»).

Характерной особенностью современного научного стиля является наличие в нем многокомпонентных сложных предложений с союзной связью и ограниченное употребление бессоюзных сложных предложений.

Морфология научного стиля

Морфологическиеособенности научной речи: глаголы 3-го лица настоящего вневременного значения в роли сказуемого, гла­голы 1-го лица множественного числа. В текстах научного стиля достаточно большое количество глаголов выступает в роли связоч­ных: быть, являться, называться, считаться, стать, становить­ся, делаться, казаться, оставаться, характеризоваться, заклю­чаться, состоять, обладать, отличаться и др. Преобладание в научном стиле абстрактной лексики над конкретной обусловливает и высокий процент существительных среднего рода, отвлеченных существительных на -ость: важность, системность, последова­тельность, водонепроницаемость и др., а также прилагательных в составе двусловных терминов.

Контрольные вопросы:

1.Как призван синтаксис научной прозы излагать ход мысли?

2.Как формируются синтаксические связи?

3.Что играет важную роль в синтаксисе научной прозы?

4.Из каких двух компонентов состоит литературы любое предложение любого языка на логико-грамматическом уровне в функциональном стиле научной и технической литературы?

5.Какие предложения часто встречаются в научной прозе?

6.Какую роль играют вводные слова и вводные конструкции в научной прозе и для чего они употребляются?

7.Что является характерной особенностью современного научного стиля?

8.Какие лексические особенности имеет научный стиль речи?

9.Какую сферу человеческой деятельности. обслуживает научный стиль речи?

10.Что объединяет он?

11.Что относятся к научной литературе?

12.Какие подстили научного стиля вы знаете?

13.Назовитие ответвления подстилей научного стиля речи.

14.Назовите основные пласты лексики научной речи.

15.Что обозначают обобщенные существительные?

16.Какие понятия обозначают отвлеченные существительные?

17.Что выступает в качестве синонимов – дублетов в научном стиле?

Понятие о типе речи

В зависимости от способа изложения информации выделяются разные типы высказываний, а именноповествование, описание, рассуждение.

В повествованиисодержится сообщение о развивающихся событиях, действиях, состояниях, об их последовательной смене. Отличительная особенность повествования – его динамичность. Сообщение имеет цель – дать информацию о новых событиях, фактах, назвать их, указать время и место. В описании содержится перечисление признаков предмета, явления; описание статично. В рассуждении автор на основе ряда умозаключений, суждений, связанных между собой особыми логическими отношениями, приходит к определенным выводам, которые содержат новые знания о предмете рассуждения.

Научные тексты обычно организованы как описание или рассуждение, которые могут чередоваться.

Рассуждение – особый вид текстов, содержащих доказательство, объяснение, размышление. Традиционная композиция текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод

Описание это один из функционально-смыловых типов речи. Оно представляет собой характеристику предметов, явлений и их частей путем указания на различные признаки, создающие целостное представление об описываемом объекте.

Описание может быть научным, деловым и художественным.

Научное описание должно включать в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, объективно. Цель научного описания – дать точное представление о предмете или явлении, сообщить проверенные фактические знания.

Научное описание обычно лишено эмоциональности, образности, живости, но это касается только строго научного описания (или собственно научного). В научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований.

Контрольные вопросы:

1.Назовите типы речи.

2.Что такое монологическая речь?

3.Что такое повествование?

4.Что такое рассуждение?

5.Что такое описание?

6.Что такое тезис?

7.Что такое вывод?

8.Что является целью научного описания?

Задание 1.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Укажите специальные слова (термины), нейтральную лексику, сложные синтаксические конструкции, ссылки на источники. В каком значении употреблены слова?

Синтаксис научной прозы призван строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, избегаю при этом избыточной информации. Синтаксические связи формируется в зависимости от логических связей. Поэтому в синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предложениями, абзацами и большими синтаксическими целыми, союзы и союзные слова, вводные слова и вводные предложения, целый ряд наречий и наречных выражений, употребляющихся в функции связующих слов, смысловые согласование, а также распорядок – логико-грамматические членение предложения по определению доктора филологических наук В.Панфилова.

Задание 2.

Ознакомьтесь с комментарием к словам. Выучить значения слов.

Гипотеза (греч.) – научное предположение, требующее объяснения или проверки в ходе опытной работы.

Эксперимент (лат.) – научно-поставленный опыт, многократное его воспроизведение с целью всестороннего изучения.

Практика (греч.) – определенные навыки и приемы какой-либо работы.

Задание 3.

Составить предложения с этими словами и словосочетаниями.

Познание, теория, обобщение, абстракция, эксперимент, наблюдение, систематизация, интерпретация, прогнозирование, прогноз, процесс познания, научная теория, обобщение наблюдений, абстрактное мышление, экспериментальное исследование, систематизация фактов, интерпретация фактов.

Задание 4. Вместо точек вставьте данные в скобках глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Студент весь вечер... трудную задачу и, наконец, ... ее (ре­шить – решать). 2. Он долго и внимательно.... задание. Он... за­дание и не нашёл в нем ошибок (проверять - проверить). 3. Акмарал всегда... на занятия вовремя, но сегодня она... с опозданием (приходить - прийти; являться - явиться). 4. Каждый месяц... промежуточные зачёты по изученным темам. В конце семестра мы... итоговый зачет по всему курсу (сдавать - сдать). 5. Ты не... в своём обещании? Он никогда не... о своих обещаниях (забыть -забывать). 6. Отправляясь в горы, мы всегда... с собой только са­мое необходимое. Но на этот раз пришлось... смену теплой одеж­ды (взять - брать). 7. Студенты старших курсов часто... после за­нятий на репетиции в сборной КВН. Сегодня и мы... посмотреть их выступление (остаться - оставаться). 8. Чтобы хорошо учить­ся, надо... делать очень много дел. В первую очередь надо... под­готовиться к самым трудным предметам (успеть - успевать). 9. Родители постоянно... нам о необходимости хорошо учиться. Я хочу..., что надо уметь сочетать учебу с полноценным отдыхом (говорить -сказать). 10. Мне всегда хотелось... несколькими ви­дами спорта. Сейчас мне пришлось... только любимым теннисом (заняться - заниматься).

Задание 5. Прочитайте текст и составьте к нему вопросы.

Роль науки в современном обществе

Наука в своём бурном развитии всё сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь. Она всё в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение в мире самих себя.

Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но и сама наука в её общем значении, сущности и путях развития, в её отношениях к этике, искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более если мы сами в нём участвуем.

Прежде всего, что мы должны понимать под наукой? Обратимся за этим, например, к Большой советской энциклопедии. Там даётся определение: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт».

Простая констатация факта тоже является, конечно, знанием. Но научное знание касается не только отдельных фактов, в какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как, скажем, в научном описании исторических событий, или с известной степенью обобщения, как в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, к выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений.

Итак, наука есть система знаний и основанных на них теоретических представлений, развиваемых соответствующими методами. Она – форма человеческой деятельности, состоящая в искании, открытии и утверждении истины. В будущем мечтает Блискунов, удлинение кости перестанет проблемой. Если человек болен, если у него есть медицинские показания, тогда операция и выхаживание будут бесплатными. А если хочется стать повыше (желающих довольно много) – это, считает доктор, тоже должно быть доступно, но за определенную плату.

Задание 6. Выучите наизусть стихотворение.

Сейча́с везде́ – нау́ке сло́во,

Её сего́дня звёздный час.

В наш век она́ всему́ осно́ва,

Ведёт она к высо́там нас.

К уче́нию до́лжен ты стреми́ться,

Не отверга́й сове́т просто́й –

Листа́й же кни́жные страни́цы,

Как борозду́ за бороздо́й.

Ведь в кни́гах о́пыт поколе́ний

И зна́ний чи́стое зерно́,

В твои́х дела́х и устремле́ньях

Пусть ко́лос выброси́т оно́.

Так че́рпай му́дрость по́лной ме́рой,

Упо́рно знанья умножа́й.

И мо́жешь быть вполне́ уве́рен –

Бога́тый сни́мешь урожа́й.

Задание 7. Прочитайте внимательно текст, выделите в нём смысловые части.

Научно исследовательская работа студентов, как и всякая другая, требует определенного времени на врабатываемость, т. е. быстрое и полное сосредоточение внимания на объекте исследования. Процесс врабатываемости сложный и трудный. У каждого студента он имеет свои специфические особенности. Одному студенту достаточно 3-5 минут для ориентации в не законченной накануне работе, и он уже с головой уходит в привычное дело. Другому студенту требуется 20-30 минут и больше, чтобы войти в работу. Нужно учиться работать систематически, концентрировать волю и внимание на выполнении заданий.

Ежедневно в конце учебного дня следует подытоживать результаты выполнения планируемых задач, анализировать удачи и неудачи, качество выполнения самозаданий.

Научиться правильно распоряжаться временем, ценить его и экономично использовать дорогие минуты работы и отдыха – это значить работать производительно.

А какие качества нужны в научно исследовательской работе? Необходимы: скромность, и увлеченность, хорошая память, и широкий кругозор, умение критически оценивать результаты исследований особенно своих, умение думать просто о самых сложных вещах, рассказывать о них в доступной форме.

В условиях научно технического прогресса учёба в любом вузе, где готовятся специалисты, становится сложной задачей. Объем научной информации, которую должны усвоить студенты не только вузах, но и в других учебных заведениях непрерывно растет. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.

В пособиях по организации исследовательской работы студентов дано уже много рекомендации. Те студенты, которые им следует достигают хороших результатов и успехов. Если человек работает бессистемно, нецелеустремленно, без достаточной напряженности, то у него быстро наступает общее переутомление.

Научно исследовательская работа студентов, как и всякая другая, требует определенного времени на врабатываемость, т. е. быстрое и полное сосредоточение внимания на объекте исследования. Процесс врабатываемости сложный и трудный. У каждого студента он имеет свои специфические особенности. Одному студенту достаточно 3-5минут для ориентации в не законченной накануне работе, и он уже с головой уходит в привычное дело. Другому студенту требуется 20-30 минут и больше, чтобы войти в работу. Нужно учиться работать систематически, концентрировать волю и внимание на выполнении заданий.

Задание 8.

Сопоставьте выделенные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

Студент Сопбеков выступил на заседании научного студенческого кружка с докладом по чрезвычайно актуальной проблеме.

Его доклад (доклад студента Сопбекова) все слушали с большим вниманием.

Студентка Абдыханова выступила на заседании секции межвузовской научной студенческой конференции с интересным сообщением.

Её сообщение(сообщение студентки Абдыхановой) было признано на заседании секции лучшим.

Все слушалиеё (докладчицу, студентку Абдыханову) с огромным вниманием.

На заседании кафедры студенты Кулмаков и Альжанова выступили с отчетом о производственной практике.

Их отчет (отчет студентов Кулмакова и Альжановой) вызвал много вопросов.

Заведующий кафедрой поблагодарил их (Кулмакова и Альжанову) за собранные во время экспедиции и представленные на кафедру материалы.

Задание 9.

Выучить наизусть лексическое значение слов

Докладпубличное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему: доклад о международном положении.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.

Тезис1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-нибудь сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения: тезисы доклада, представить тезисы на конференцию.

Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинениеи т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля - право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение. Вид речи - чаще всего монолог, вид коммуникации - общественная.

Стилевые черты - императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля - информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона,интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.


Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача - сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры - диалог, личные письма, личные записки, телефон

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры - эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

Научный стиль речи

Научный стиль речи - функциональный стиль, который обслуживает сферу науки и техники, обеспе­чивает образовательный процесс в высших учебных заведени­ях.

Специфические особенности этого стиля обусловлены пред­назначенностью научных текстов для передачи объективной ин­формации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки - естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы)

Подстили :

1) собственно-научный , адресат - ученые, а цель - получение нового знания о природе, человеке, об­ществе; (его жанры - монография, статья, доклад ),

2) научно-учебный , адресат - новые поколения, цель - усвоение научной картины мира; (жанры - учебник, методическое посо­бие, лекция ),

3) научно-технический , адресат - специалисты технико-технологического профиля, целью - применение до­стижений фундаментальной науки в практике; (жанры - реферат, аннотация, патентное опи­сание, словарь, справочник, каталог )

4) научно-популярный , адресат - широкие слои населе­ния, цель - повышение общего культурного уровня народа (очерк и др.).

Специфические черты научного стиля во всех его разно­видностях:

1) точное и однозначное выражение мыслей

2) отвлеченная обобщённость

3) под­черкнутая логичность изложения

4) ясность, аргументированность

Признаки подстилей:

Собственно-научный подстиль - академи­ческое изложение, адресованное специалистам, точность передаваемой информации, убедитель­ность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Научно-популярный подстиль ад­ресован широкой читательской аудитории, поэтому научные дан­ные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а исполь­зует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также ис­пользуется терминология.

Научно-учебный подстиль адресован будущим специалистам, поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

Языковые особенности научного стиля

Отвлечённость и обобщённость - почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлечённого поня­тия или абстрактного предмета - «скорость», «время», «количество», «качество», «закономерность», «разви­тие».

Часто подобные слова употребляются во множ. числе: «величи­ны», «частоты», «силы», «широты», «пустоты», «скорости». «Примем данное химиками определение молекул как мельчайших частиц вещества, из которых построены более крупные предметы, и приведём не­сколько рассуждений». В высказывании каждое из слов вы­ражает либо общее понятие («определение», «рассуждение»), либо абстрактный предмет («молекула», «частица», «веще­ство»), Даже конкретная лексика («химики») выступает для обозначения общего понятия - это не известные нам люди, но химики как представители данной области знания, хими­ки вообще.

Основные черты лексики научного стиля:

1 одно­родность,

2 отсутствуют лексика разговорно-просторечная, оценочная, эмоционально-экспрессивная,

3 много слов среднего рода: явление, свойство, развитие,

4 много абстрактной лексики - система, период, случай,

5 сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл);

В синтаксисе используются сложные предложения с причас­тиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения. Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные - с целью привлечь внимание к проблеме.

В научном стиле не принято местоиме­ние «я» , его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).

Логичность научной речи - ещё одна спе­цифическая ее черта. Логичность присутствует на всех языковых уровнях: в словосочетании, предложении в абзаце и между абзацами, в целом в тексте.

Принцип логичности реализуется:

1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями;

2) употребление наречий - «сна­чала», «прежде всего», «далее», «потом»,

3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями выс­казывания, - «следовательно», «во-вторых», «итак», «таким образом»;

4) употребление союзов - «так как», «потому что», «чтобы»;

5) использование конструкций - «Теперь остановимся на свойствах....», «Перей­дем к рассмотрению вопроса....», «Далее отметим…»

6) преобладание сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчинённых.

Специфика стиля научно литературы связанасо спецификой технических тео­рий. Технические теории описывают объекты, которые ещё только предстоит создать. Язы­ковые средства: употребление глаголов в будущем времени, в повелительном наклонении.

Различного рода технологические предписания, указания, рецептурные требования используют большой набор стандартных выра­жений, словесных клише, штампов, («после чего необходимо произвести следующее...», «необходимо соблюдать указанную последовательность...»).

Формы реализации научного стиля , его жанры: монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конфе­ренциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции, учебники и учебные посо­бия.

Язык научного стиля дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами.

Способы создания жанров научной литерату­ры: описание и рассуждение.

Научное описание не содержит события, в нём нет сюжета и действующих лиц. Цель - раскрыть признаки предмета, явления, установить связи и соотношения. Описа­ния обычно невелики по объёму. Различают описания подробные, детальные и сжатые, краткие. В центре данного типа речи может быть один предмет, процесс, явление или сравне­ние. В научных описаниях часто прибегают к группировке предметов, сравнению и обобщению их признаков. Описание присутствует практически во всех жанрах научного стиля речи.

Рассужде­ние - самый распространённый тип научной речи. Его цель в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые не подвергаются сомнению. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказатель­ствах и опровержениях. При­мер наиболее строгих рассуждений: доказа­тельство теорем в математике, выведение физических и химических формул.

Методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложе­ние, аналогия.

Дедукция (лат. - выведение) - это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к частным положениям и законам. Дедуктивный ме­тод рассуждения активно применяется в научных дискусси­ях, теоретических статьях по спорным вопросам, на семинарах в вузах.

Композиция дедуктивного рассуждение состоит из трёх этапов:

1)выдви­гается тезис (от греч. - положение, истинность кото­рого должна быть доказана), или гипотеза (от греч.- основание, предположение).

2)основная часть рассуждения - развитие тезиса, доказательство истинности или опровержение. Здесь при­меняются различные типы аргументов - логических доводов

3) выводы и предложения.

Индуктивный метод (лат. - наведение)- это дви­жение мысли от частного к общему, движение от знания единичных фактов к знанию общего правила, к обобщению.

Композиция индукции:

1) во вступлении не выдвигается тезис, но определяется цель предпринятого ис­следования.

2) основная часть - излагаются накопленные фак­ты, рассказывается о технологииих получения, делается ана­лиз, сравнение и синтез полученного материала.

3) на основе этого могут быть сделаны выводы, установлена за­кономерность, определены свойства материала. Научные сообщения на конференциях, монографии, отчёты о (НИРС)научно-исследовательской работе строятся как индуктивное рассуждение.

Проблемное изложение предполагает активизацию мысли­тельной деятельности путём постановки проблемных вопросов, решая которые, мож­но подойти к теоретическим обобщениям, формулировке пра­вил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю и берёт своё начало со знаменитых «сократических бесед», ког­да с помощью искусно поставленных вопросов и ответов зна­менитый мудрец приводил своих слушателей к истинному зна­нию. В этот момент проявляет­ся одно из главных преимуществ проблемного изложения: осоз­нание слушателем, что он идёт по пути познания истины, оказывается способным на открытие, он сопричастен исследователю. Это активизирует мыслительные и эмоциональ­ные возможности, поднимает уровень самооценки и способ­ствует развитию личности.

Аналогия - в изложении восходит к логической опе­рации «умозаключение по аналогии». Его суть можно сфор­мулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в дру­гих отношениях. Умозаключения по аналогии имеют приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным сред­ством наглядного объяснения, по­этому особенно важно её применение в научной лите­ратуре.

Похожие статьи