Московская сретенская духовная семинария. Библия, изложенная для семейного чтения. Сошествие Святого Духа

25.10.2009

Пол Юн

Что Библия говорит о языках?

Глава 2. Сошествие Святого Духа и предназначение языков

В книге Деяния святых Апостолов описывается четыре эпизода, в которых проявился дар языков:

1. В день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян . 2:1-13 ).

2. В Самарии (Деян . 8:14-17 ) - дар языков не упоминается, но весьма вероятно, что явление Святого Духа здесь осуществлялось через говорение языками.

3. В доме Корнилия .

4. В Ефесе (Деян . 19:1-7 ).

Обратимся к рассмотрению каждого из этих эпизодов, чтобы понять предназначение языков.

1. В день Пятидесятницы в Иерусалиме

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать . В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты , и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии , Понта и Асии , Фригии и Памфилии , Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее , и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих ? И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян . 2:1-13).

Как записано в Священном Писании, при большом стечении народа, когда все апостолы и иудеи собрались вместе в день Пятидесятницы, Святой Дух внезапно сошел на них, после чего апостолы заговорили на иных языках. Это было чудо.

Все чудеса мотивированы, причем иные происходят лишь однажды и в определенное время. К примеру, чудеса творения мира, потопа, египетских казней, перехода через Чермное море, столпа облачного, столпа огненного, чудо непорочного зачатия Ии суса Христа имели место однажды, и таковых уже не будет. Так же и сверхъестественное явление Святого Духа в день Пятидесятницы стало уникальным событием, которое вновь уже не случится в той же форме. Хотя в дальнейшем Дух Святой и являлся посредством даяния иных языков, уже никто и никогда не засвидетельствует того, что “явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них”, того, что они обрели дар языков, и того, что через них многими иными языками стало внезапно возвещаться Евангелие.

Однако почему Святой Дух явил Себя в день Пятидесятницы столь необыкновенно и наделил апостолов силой говорить иными языками? Во-первых, так должно было случиться во исполнение пророчества Иоиля .

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем : “И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать...” (Деян . 2:14-18).

Некоторые заблуждаются, заявляя, что это пророчество претворяется и доныне теми, кто пророчествует, говорит языками, видит видения и сновидениями вразумляется . Однако что бы ни говорили таковые, данное пророчество уже исполнилось в день Пятидесятницы.

“Петр же, - поскольку иные иу деи говорили, что “они напились сладкого вина”, - став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил” собравшемуся народу, что так исполнилось пророчество Иоиля .

Во-вторых, сошествие Святого Духа было исполнением обещания Ии суса Христа. Перед вознесением в облаке на небо Иисус обещал С воим ученикам послать Святого Духа, ведь именно о Нем и говорится в следующем отрывке.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14:16-17 ).

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26 ).

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:7-8 ).

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13-15 ).

Ученики оказались в Иерусалиме в день Пятидесятницы потому, что Иисус повелел им остаться в Иерусалиме, пока не примут Святого Духа.

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49 ).

Как обещал Иисус, Святой Дух сошел на учеников Христовых со знамением: “И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них” (Деян . 2:3 ).

В-третьих, дивное знамение в день Пятидесятницы было явлено, чтобы объявить и засвидетельствовать о начале служения Святого Духа. Вспомним, что начало служения С амого Иисуса также сопровождалось чудом - Дух Святой сошел тогда на Иисуса подобно голубю. Это знамение было дано с целью подтвердить, что Крестившийся был Сын Божий.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия , Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в К отором Мое благоволение (Мтф . 3:16-17 ).

Иисус завершил земное служение и вознесся на небо, после чего наступило время служения Святого Духа.

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:7-8 ).

Служение Святого Духа началось в день Пятидесятницы приблизительно через семь дней по вознесении Христа на небо. При этом сошествие Святого Духа должно было проявиться с непререкаемой очевидностью - такова истинная мотивировка этого чуда.

В-четвертых, говорение языками давало ученикам силу действенной проповеди Евангелия. Из Деян . 2 можно понять, что причиной большого стечения иу дейского народа со всех концов света в Иерусалим было празднование дня Пятидесятницы, главного иудейского праздника.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом (Деян . 2:5 ).

Иудеям-пришельцам после дня Пятидесятницы предстояло вернуться домой, каждому в свою страну, где они могли благовествовать народу. Однако услышать весть о Христе мешал языковой барьер. С одной стороны, пришельцы не понимали еврейской речи, поскольку жили вдалеке от своего отечества уже многие поколения. С другой стороны, и сами апостолы не знали наречий, на которых говорили иудейские паломники. Вот почему Святой Дух наделил апостолов силой благовествовать на языках, понятных паломникам.

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян . 2:6-8 ).

Когда Святой Дух сошел на апостолов, они стали проповедовать о смерти и воскресении Ии суса.

Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Т воих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев , что Бог соделал Господом и Христом С его Иисуса, Которого вы распяли (Деян . 2:30-36 ).

Обратите внимание, апостолы не просили Духа Святого о даре языков, и не гордились тем, что говорят языками. Они только давали место Духу Святому потрудиться через них, возвещая о Христе Иисусе.

2. В Самарии

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие , послали к ним Петра и Иоа нна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян . 8:14-17 ).

События, описанные в этом эпизоде, коренным образом отличаются от событий, произошедших в день Пятидесятницы. Никакого явного чуда по молитве Петра и Иоа нна о жителях Самарии не произошло. Никто из самарян не заговорил языками, и даже не помышлял просить об этом.

Святой Дух сошел на самарян, дабы явить им благоволение и любовь Божью. Евреи имели предубеждение против самарян, поскольку те не были чистокровными евреями. Это предубеждение было столь сильным, что евреи отказывались общаться с ними, и даже гнушались останавливаться в Самарии. И уж, конечно, не ели и не пили с самарянами.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки ? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9 ).

Неясно, имели апостолы такое же сильное предубеждение против самарян или нет, однако, гнушаясь язычниками, они, по всей вероятности, были настроены и против самарян. Вот почему Господь хотел показать апостолам, что любит самарян не меньше евреев. Во свидетельство сему Святой Дух и сошел на самарян явным образом. Если бы Бог не преподал подобного урока, Благая весть из апостольских уст так и не дошла бы до Самарии. Кроме того, Бог явил здесь то, что спасение назначено не только для евреев, но и для язычников.

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый ; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян . 1:8 ).

3. В доме Корнилия

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных , пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней (Деян . 10:44-48).

Все из числа слушавших проповедь апостола обрели дар Святого Духа и заговорили языками. Увидев это, Петр крестил их, так как понял, что Бог, изливающий С вои дары на язычников, не может не любить их. Таким образом, Господь хотел истребить предрассудки апостолов в отношении иных народов.

Корнилий , главный герой этой истории, был римским сотником. Другими словами - язычник, но богобоязненный, щедрый в милостыни и благочестивый. В видении ему явился ангел и повелел послать людей, дабы привести Петра из Иоппии .

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий , сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия , который вошел к нему и сказал ему: Корнилий ! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона , называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян . 10:1-6).

Исполняя повеление, Корнилий послал троих из числа своих подчиненных, и, когда те прибыли в город, где остановился Петр, апостолу было видение. Когда же эти трое оказались у Петра, Святой Дух убедил Петра отправиться с ними. Вот почему он и пошел с ними.

Когда Ангел, говоривший с Корнилием , отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию . На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием , расспросив о доме Симона , остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон , называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия , сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним (Деян . 10:7-23).

Если досконально разобрать сказанное Петром по пришествии в дом Корнилия и сказанное им же по откровении намерений Божьих, то можно понять, отчего Бог излил дар языков на тех людей. Вот что говорит Петр, оказавшись в доме Корнилия :

Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? (Деян . 10:28-29).

И вот что он сказал, услышав свидетельство из уст Корнилия :

Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян . 10:34-35).

И тотчас апостол начинает говорить о Христе Иисусе. Он проповедует о смерти и воскресении Христа, а также о спасении через веру во Христа Иисуса. Во время этого благовестия Дух Святой нисходит на его слушателей, и те начинают говорить языками. Верующие из числа иудеев, спутников Петра, увидев происходящее, сильно удивляются.

И верующие из обрезанных , пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога (Деян . 10:45-46).

Позднее найдутся иудеи, которые начнут порицать Петра, вкушавшего с язычниками, за преступление закона.

И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними (Деян . 11:2-3).

Здесь Петр следующим образом объясняет происшедшее с ним.

Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый , как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: “Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым” (Деян . 11:15-16).

Итак, Петр завершает речь следующими словами:

Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? (Деян . 11:17).

Из сказанного Петром в этом эпизоде можно понять, почему Бог излил дар языков через Святого Духа. Это чудо должно было искоренить предубеждение иу деев против язычников. Разрушить стену между ними было крайне важно, поскольку апостолы и верующие из числа иудеев были призваны распространить Благую весть повсеместно, даже до края земли. Именно через них восхотел Святой Дух потрудиться, дабы свершить замысел Божий, ибо так записано в Мтф . 28:18-20 и Деян . 1:8. И если бы предубеждение верующих иудеев против язычников не удалось искоренить, всемирная миссия оказалась бы безуспешной.

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мтф . 28:18-20).

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый ; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян . 1:8).

Выслушав Петра, как записано в Деян . 11:17, остальные апостолы и верующие из числа иудеев постигают, что Бог любит всякого человека из всякого народа.

Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян . 11:18).

Это было дивное, удивительное, совершенное понимание. Бог изливал на язычников тот же дар, дар языков, чтобы избавить иудеев от предубеждения против народов, обеспечить всемирное служение и удостоверить дар спасения народам.

4. В Ефесе

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали , есть ли Дух Святый . Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем , то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый , и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати (Деян . 19:1-7).

Ефесяне заговорили языками и стали пророчествовать после того, как Павел, возложив руки, крестил их во имя Господа Иисуса.

Это чудо свершилось во свидетельство Павлова апостольства. Оно послужило народу веским доказательством того, что Павел действительно был возведен в ранг апостола. В отличие от учеников Иисус поставил Павла на апостольство не в период С воего земного служения, а уже после, когда прославился.

И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян . 22:21).

Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян . 9:15-16).

Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал . 2:7-9).

Павел воистину был призван Богом, но многие верующие сомневались в призвании Павла, а иные отвергали и его апостольство. Данное обстоятельство стало камнем преткновения замыслу Божьему употребить служение Павла среди народов. Чтобы разрешить эту задачу, Святой Дух сошел на крещаемых Павлом, и свершил то же чудо даяния языков, какое свершал и с язычниками. Этим Бог удостоверил его апостольство.

Таким образом Господь удостоверил апостольство Павла, который не ходил с учениками Христа во время Его земного служения и не пребывал в обществе апостолов в день Пятидесятницы. Это обстоятельство представляется весьма и весьма важным, поскольку множеству народов азиатского и европейского континентов еще предстояло услышать Благую весть о Христе из уст Павла. Он также образовал многие церкви, положив основание для всемирных миссий.

Теперь необходимости в языках нет, ведь замысел этого дара уже исполнился и притворен в жизнь апостолами. Сейчас мы постигаем смысл и предназначение удивительных даров - языков, пророчеств и сошествия Святого Духа посредством Библии. Из Библии мы узнаем, что спасение назначено всякому верующему, “во-первых, Иудею, потом и Еллину ” . И то, что Павел был апостол, мы также узнаем через Слово Божье.

Библия есть совершенное откровение Бога и Его пророчество.

День Святогой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на Апостолово или просто Троица — двунадестятый праздник, отмечаемый на 50-ый день после Пасхи, в 2019 г. — 16 июня .

Благдсловен ecu, Христе Боже наш. Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную: Человеколюбце, слава Тебе .

Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года.

Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! — воскликнул он. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его».

Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово…

Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?

Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь — тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви.

С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.

Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет, сокрушить Церковь Христову.

Праздник Пятидесятницы — день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы .

Кондак праздника:

Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа .

В субботу, накануне Пятидесятницы, совершается поминовение усопших.

После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи.

В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.

Книги о Пятидесятнице

Иоанн Златоуст «Беседы о Пятидесятнице»

Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир » (Гал. 5:22). Посмотри на точность его выражений, на последовательность учения: сначала он поставил любовь, и потом упомянул о том, что следует далее; положил корень, и потом показал плод; утвердил основание, и потом возвел здание, начал с источника, и потом перешел к потокам. Не прежде может быть положено основание радости, как если наперед мы станем считать благоденствие других своим собственным и блага ближнего принимая за свои собственные; а это может произойти не иначе, как если возобладает в нас сила любви. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго.

Григорий Богослов «Слово на Пятидесятницу»

Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном един и неделим. Ибо неприлично было или Отцу когда-либо быть без Сына, или Сыну без Духа; крайне было бы бесславно для Божества, как бы вследствие изменения советов Своих прийти в полноту совершенства. Итак, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожествлению, а не вводимым в обожествление. Он всегда один и тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми един; невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен (хотя, как все принадлежащее Единородному, так и все принадлежащее Духу, возводится к первой Вине); Он — жизнь и животворящ; Он — свет и света Податель; Он — источная благость и источник благости; Он — Дух правый владычественный (Пс. 50:12.14), Господь (2 Кор. 3:17), посылающий (Деян. 13:4), отделяющий (Деян. 13:2), созидающий Себе храм (Кол. 2:22), наставляющий (Ин. 16:13), действующий как ему угодно (1 Кор. 12:11), разделяющий дарования, Дух усыновления (Рим. 8:15), истины (Ин. 14:17), премудрости, разума, ведения и благочестия, совета, крепости, страха , по исчисленному (Ис. 11:3.4). Через Него познается Отец и прославляется Сын (Ин. 16:11), и Сам Он ими одними знаем, единое и неделимое, служение и поклонение, единая сила, единое совершенство и освящение. Но к чему распространяться? Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности; все, что имеет Сын, принадлежит Духу, кроме рождения. А нерожденность и рождение не сущности различают, по моему мнению, но различаются в одной и той же сущности.

Лев Великий «Слово на Пятидесятницу»

есть вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один Бог — Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода.

Христос Яннарас «Вера Церкви»

Сошествие Святого Духа — это не какое-то магическое дополнение к способностям и дарованиям человека, но высвобождение жизненных потенций, в котором нет ничего алогичного и «сверхъестественного». «Излияние» Духа на человеческую природу преображает не логос ее (то есть то, чем природа является), но способ ее существования, путь ипостасного самоопределения. Восприятие дара Духа Божия означает, что необходимость биологической наследственности и индивидуальной автономии перестает определять наше ипостасное бытие. Органическим следствием именно этой свободы от естественной необходимости и власти причинности являются все чудесные «знамения» в жизни Христа и апостолов — «знамения», постоянно переживаемые Церковью и ее святыми.

Николай Афанасьев «Церковь Духа Святого»

Церковь есть благодатный организм не потому, что она когда-то получила дары Духа, которые она хранит, как в некой сокровищнице, не потому, что некоторые в ней получают харизму, но потому, что она живет и действует Духом. Она есть место Его действия. Нет жизни в Церкви, нет действования в ней, нет служения в ней без Духа, наконец, нет самой Церкви. Основанная Христом на Тайной вечери, она актуализировалась на Пятидесятницу, когда прославленный Господь послал ученикам Духа. Начиная с этого дня Дух живет в Церкви, и Церковь живет Духом.

Вениамин (Федченков) «Царство Святой Троицы»

Толкование богослужения праздника Троицы, Пятидесятницы. Книга эта имеет удивительную форму: это как бы дневниковые записи Вениамина (Федченкова) «изнутри» совершения праздника. Понятно, что, толкуя праздник Троицы, владыка выходит на уровень высоких богословских тем.

Григорий (Круг) «Мысли об иконе»

Излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа. Вся Церковь исполнилась полнотою Троической славы, пророчески возвещенной Иоилом - "и покажу чудеса на небе..." - что является прикровенным изображением Троицы. Все в Церкви определилось сошествием Духа Святого, но сошествие это, думается, не следует понимать как некоторое единовременное действие Божия смотрения, давшее Церкви свершенное устроение и ставшее священным воспоминанием Церкви. Думается, что сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут.

Иннокентий Херсонский «Праздник Пятидесятницы»

Праздник Пятидесятницы совершается Церковью в пятидесятый день, считая с первого дня Пасхи, откуда и название его происходит, - в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2; 1-14), почему праздник сей назывался и называется еще Духовым днем (ημερα πνευματος), или праздником Сошествия Святого Духа. Называется он также Троицыным днем, или праздником Пресвятой Троицы; поелику с сошествием Святого Духа таинство Пресвятой Троицы соделалось для всех ясным и открытым. "Троичную убо, -поется в службе на сей праздник2, - раздели благодать, яко да явит три Ипостаси почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен". - Нравственная мысль сего праздника та, что один Дух Божий дает силу и крепость для христианской деятельности, что без Него не может быть совершено ни одно истинно доброе дело, не только наше спасение, и что, следовательно, мы должны вести себя так, чтобы Дух Божий постоянно обитал в нас.

Библия о Пятидесятнице

Деяния Святых Апостолов

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 «И будет в последние дни, говорит Бог,
излию от Духа Моего на всякую плоть,
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
и юноши ваши будут видеть видения,
и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих
в те дни излию от Духа Моего,
и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху
и знамения на земле внизу,
кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму,
и луна — в кровь,
прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем:
«видел я пред собою Господа всегда,
ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни,
Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим».

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что
не оставлена душа Его в аде,
и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит:
«сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,

35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Сошествие Святого Духа на апостолов

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков , в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов .

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников .

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Деянии Свв. Апостолов, гл. 2, гл. 14, 23.

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Св. Православною Церковью, как один из величайших праздников, в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в 50-ый день после воскресения Иисуса Христа) и потому называется Пятидесятницею , или Троицыным Днем , так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа .

В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).

Следующий день, после Троицына Дня; называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа.

Тропарь праздника.

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

(Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбче слава Тебе.)

Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т. е. апостолов сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т. е. привлекший к вере вселенную.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно находились в Сионской

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Сошествие Святого Духа на апостолов После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

Сошествие Святого Духа 2 При наступлении дня Пятидесятницы все они вместе были там же. 2Тут с неба внезапно раздался шум словно несущегося урагана, и весь дом, где они сидели, наполнился им. 3И им стали видны разделяющиеся языки, будто огня, и он опустился на каждого из них по

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Сошествие Святого Духа на Апостолов Иннокентия, Архиеп. Херсонского. 1. Когда мы говорим, что Дух Святой сошел на Апостолов, то первее всего должно помнить, что сошествие Его не должно представлять подобным сошествию или пришествию человеческому. Дух Святой, как Бог, есть

Из книги Проповеди. Том 2 автора

Сошествие Святого Духа на Апостолов Фаррара. Было раннее утро. Прежде чем «третий час дня» вызвал всех в храм на утреннюю молитву, т. е. 9-й час утра (срав. Лук. 24, 53; Деян. 2, 46; 3, 1), верующие, в числе ста двадцати человек, собрались еще раз, по обычаю, в «верхней горнице».

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

Сошествие Святого Духа Еп. Феофана. Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Припомните пророчества Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его, совокуплялись кости с костями, как они покрывались потом жилами,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Сошествие Св. Духа на Апостолов (Деян. II, 1-11) Н. У-ского. По заповеди Иисуса Христа (Деян. 1, 4), Апостолы, а вероятно и все те, которые, по особенному смотрению Божию, удостоились быть свидетелями Его вознесения на небо, ожидали обещанного Иисусом Христом обетования Отча в

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости с костями, как они покрывались потом жилами, плотию и

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Сошествие Святого Духа Наступил день Пятидесятницы, и пребывали все они вместе, 2 когда внезапно с неба донесся шум, как от порыва ветра огромной силы, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И увидели они нечто похожее на языки пламени, которые, разделившись, снизошли по

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Глава 9 СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ Замечания евангелистов об Утешителе, имеющем облечь апостолов силой свыше (Лк. XXIV, 49; Ин. XIV, 16–17; XV, 26; XVI, 7), послужили ближайшим поводом к тому, что изображение сошествия Св. Духа на апостолов, явившееся под непосредственным влиянием

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память дарования евреям Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, находились в

Из книги автора

Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви Апостолы после Вознесения Христова постоянно находились в Иерусалиме, ожидая исполнения обетования Спасителя о даровании им Духа Святого. На десятый день после Вознесения, когда все апостолы были собраны вместе,

Из книги автора

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ Перед Своим вознесением на Небо Господь наш Иисус Христос обещал апостолам послать им Святого Духа, Который утешит их и научит. Для этого Господь не велел никому из апостолов уходить из Иерусалима, а быть всем вместе и ожидать, когда

Из книги автора

Сошествие Святого Духа Все последние дни апостолы не уходили из Иерусалима. Они собрались все вместе в храме и молились Богу.И вот в праздник Пятидесятницы, которая наступает на пятидесятый день после Пасхи, услышали они шум снаружи, да такой сильный, как будто ураган

Из книги автора

О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города - это только движение воздуха со

В этот день службы в храме выглядят особо торжественно. Священники одеваются в облачения зеленого цвета, церкви украшают веточками березы и устилают пол зеленью, хор поет праздничные антифоны. Несколько иначе и особо торжественно выглядят и сами церковные богослужения. Но это лишь внешняя атрибутика дня Троицы .

В действительности этот праздник имеет особое значение для каждого христианина. Его еще называют Пятидесятницей, Сошествием Святого Духа, Днем рождения Церкви. Чтобы понять смысл этих названий и суть праздника, надо обратиться к историческому контексту и Священному тексту.

Что произошло в Сионской горнице с апостолами?

В начале Книги Деяний евангелист Лука повествует:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Пятидесятницей у евреев назывался 50-й день после Пасхи. В этот день израильтяне вспоминали, как на горе Синай Моисей получил от Господа скрижали с 10 заповедями.

Именно поэтому в Иерусалиме собралось множество иудеев, проживающих в разных уголках империи. Они услышали шум порывистого ветра и разные голоса. Чтобы разобраться, в чем дело, шли «на шум» к Сионской горнице, где и пребывали апостолы. Увиденное и услышанное особо удивило иудеев: ученики Христа, восприняв благодать, говорили разными языками, так что каждый собравшийся в доме слышал свое наречие.

Но как можно было объяснить это явление в день Пятидесятницы? Кто-то даже выдвинул версию: они опились вина. Но в Иерусалиме был только третий час — по-нашему 9 утра. Да и внешний вид учеников Спасителя свидетельствовал обратное.

Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с проповедью о Христе и объяснением происходящего. Исполненный Святого Духа, он говорил твердо, горячо и уверенно.

Тот Петр, который несколько лет назад был еще простым рыбаком Симоном. Тот Петр, который шел по воде навстречу Христу и, усомнившись, начал тонуть. Тот апостол, который трижды отрекся от Христа прежде, нежели пропел петух, и потом всю жизнь каялся в содеянном.

Как Святой Дух изменил апостолов?

Но после событий в день Пятидесятницы Петр кардинально изменился. Его проповеди имели такую силу, что после них за один день по 3-5 тысяч людей приходили креститься. Да и сам апостол настолько открыто исповедовал Христа, что при жестоком правителе Рима Нероне принял мученическую кончину. Согласно преданию, святой Петр считал себя недостойным умереть так, как Христос. Поэтому он попросил перевернуть его крест головой вниз.

Это лишь один пример того, как изменились апостолы после сошествия Святого Духа. Каждый из двенадцати обрел особую благодать. Она заключалась не только в понимании разных языков. Сердца апостолов наполнились особой духовной радостью и любовью к Богу. Их связь с Богом была настолько прочной, что они не могли не делиться с другими этой благодатью, не проповедовать, не исцелять больных, не повторять подвиг Христа.

Вчерашние рыбаки и малограмотные люди вдруг стали пламенными проповедниками. Они за короткое время смогли сделать то, что не удавалось мудрым военачальникам и сильным правителям. Проповедуя слово Божие разным народам на разных языках, они объединяли людей. Но не вокруг идей благополучия на земле и мирового правительства, а вокруг Христа. Все это происходило благодаря действию Святого Духа.

Так возник особый духовный организм — Церковь. Поскольку все начиналось именно с сошествия Святого Духа на апостолов и новой проповеди преобразившегося апостола Петра, то праздник еще называют Днем рождения Церкви . Конечно, понимание Церкви Христовой никак не ограничивается стенами и сводом храма.

Церковь Христова ≠ храм

Филарет Дроздов пишет, что Церковью является от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Хоть это определение не исчерпывает смысл понятия, но оно расставляет акценты:

  1. Церковь установлена Богом.
  2. Она представляет собой объединение людей, некую соборность, отдельный организм. Все члены Церкви верят в Бога, живут по Писанию и заповедям и, соответственно, участвуют в Таинствах.

В Деяниях написано, что после Сошествия Святого Духа, когда ученики образовали Церковь, они проповедовали, молились и преломляли хлеб — совершали Евхаристию.

Чтобы стать членом Церкви сегодня, надо креститься. Во время совершения Таинства крещаемый молитвенно отрекается от сатаны и «сочетается Христу». После этого над ним совершается миропомазание. В этом Таинстве на взрослого или ребенка ниспосылается благодать Святого Духа.

Как апостолам и первым христианам, современным верующим невозможно пребывать в Церкви без принятия Святых Даров. Ведь благодаря Евхаристии верующий получает особый дар — соединение с Христом.

Вот такую Церковь — боговдохновенный организм во главе со Спасителем — и создал Христос.

Для этого с небес сошел Святой Дух и просветил учеников Христа. Для этого апостолы пошли на проповедь. Чтобы каждый человек мог принять Божественную Истину, преобразиться — стать членом Церкви и спастись. В этом и заключается глобальный смысл праздника, который не случайно называется днем Святой Троицы. Такое наименование праздник получил из-за того, что после произошедшего в Сионской горнице уже не было никаких сомнений в том, что христианский Бог — это Троица. Одно существо в трех Лицах.

День Святой Троицы и тайна Святого Духа

В Ветхом Завете преимущественно, но не только, говорится о Боге Отце. В Евангелии главный акцент делается на воплощении Сына Божьего.

Это отнюдь не значит, что Священное Писание не упоминает о Святом Духе вплоть до Книги деяний. Вовсе нет. Но ученики Христовы и будущие читатели Священного Писания словно готовятся к тому, чтобы понять, как действует Святой Дух на человека.

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Торжество Сошествия Святого Духа (Пятидесятница) празднуется в воскресенье на 50 день после Воскресения Христова.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых Апостолов . В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго , и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,2-4).

Как считается, Церковь в этот день празднует свое рождение. Прежде ютившиеся в иерусалимской горнице Апостолы открыто вышли проповедовать. В первый же день пламенные слова Апостола Петра привели к обращению на около трех тысяч человек. (Деян. 2, 41)Таким образом вместе с Апостолами новокрещеные образовали Церковь — общину спасения.

Крещение Церкви Духом Святым начинает новую эпоху, когда Благая весть распространяется из Иерусалима «даже до края земли» (Деян. 1,8).

Согласно древним свидетельствам в ранней Церкви слово «пятидесятница» относилось ко всему 50-дневному пасхальному периоду. Пятидесятый день после Пасхи был временем его завершения.

Литургически Торжество Сошествия Святого Духа стало праздноваться с IV века. Синод в Эльвире ввел его в практику в 306 году. В Навечерие Пятидесятницы , как и в Навечерие Пасхи, освящали воду и крестили катехуменов, которые по каким-либо причинам не могли этого сделать на Пасху.

Папа Лев XIII ввел в практику новенну, т. е. девятидневную молитвенную подготовку к торжеству Сошествия Святого Духа .

Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на Апостолов .

Торжеством Пятидесятницы в Католической Церкви завершается Пасхальный период.

Великий Незнакомец
Наступает торжество Пятидесятницы. Представляем вашему вниманию проповедь святого Хосемарии о Святом Духе.

ФРАГМЕНТ 1

Повествуя о событиях Пятидесятницы , когда Святой Дух в виде огненных языков сошел на учеников Христовых, Деяния Апостолов дают нам возможность присутствовать при великом проявлении власти Божией, указавшей Церкви путь между народами. Победа, которую Христос Своим послушанием, Крестной жертвой и Воскресением одержал над смертью и грехом, явилась тогда в божественной ясности.

Ученики, уже бывшие свидетелями славы Воскресшего, испытали в глубине души силу от Духа Святого : их умы и сердца открылись новому свету. Раньше они пошли за Христом и приняли с верой Его учение, не всегда понимая весь его смысл. Нужно было, чтобы пришел Дух истины, на всякую истину наставляющий. Они знали, что только в Иисусе могут найти слова жизни вечной, они были готовы следовать за Ним и положить за Него свою душу, но они были слабы. И когда настал час испытаний, они бежали, оставив Его в одиночестве. В день Пятидесятницы это прошло: Святой Дух , Который есть Дух крепости, утвердил их и наполнил храбростью. Слова Апостолов звучат сильно и ясно на улицах и площадях Иерусалима.

Мужчины и женщины, пришедшие в город из самых разных регионов, слушают их в изумлении. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?. Эти очевидные чудеса заставляют их внимательно слушать то, что проповедуют Апостолы. Тот Самый Дух Святой, Который действовал в учениках Господних, трогал сердца внимающих и приводил их к вере.

Святой Лука нам рассказывает, что после того, как Святой Петр провозгласил Воскресение Христово, многие из окружающих его людей приблизились, спрашивая: Что нам делать, мужи братья? И Апостол ответил: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Писание говорит нам, что в тот день к Церкви присоединилось около трех тысяч душ.

Победное сошествие Святого Духа в Пятидесятницу — не изолированное событие. В Деяниях Апостолов нет ни одной страницы, на которой не говорилось бы о Его действии, о том, как Он правит первой христианской общиной, воодушевляет ее жизнь и дела: Он воодушевляет проповедь Святого Петра, утверждает учеников в вере, благославляет Своим присутствием призыв, обращенный к язычникам, посылает Савла и Варнаву в дальние земли, для мощения новых путей Церкви Христовой. Словом, Его присутствие и действие главенствуют во всем.

Актуальность Пятидесятницы

Эта глубокая реальность, которую открывает нам Священное Писание не есть простое воспоминание о прошлом, об ушедшем в историю золотом веке Церкви. Нет, несмотря на грехи и слабости каждого из нас, она определяет жизнь нынешней Церкви Христовой, да и жизнь Церкви в любой момент ее истории. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, сказал Господь Своим ученикам. И сдержал обещание: воскреснув, вознесся на Небеса и в единении с предвечным Отцом послал нам Святого Духа, Который нас освящает и дает нам жизнь.

Сила и власть Божии озаряют лик земли. Святой Дух продолжает поддерживать Церковь Христову, чтобы она всегда и во всем была поднятым знаменем язычникам, которое возвещает человечеству милость и любовь Божию. Несмотря на нашу ограниченность, мы можем смотреть на небо с доверием и радостью: Бог нас любит. Он избавляет нас от грехов. Присутствие и действие Святого Духа в Церкви есть залог и предвкушение вечного блаженства — той радости и мира, которые предлагает нам Бог.

Как эти первые приблизились к Святому Петру в день Пятидесятницы, так и нам надлежало принять Крещение, в котором Бог, наш Отец, овладел жизнью нашей, соединил нас с жизнью Христа и послал нам Святого Духа. Господь, говорит нам Святое Писание, спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни .

Опыт нашей слабости, наших ошибок, скорбное зрелище малодушия и скаредности некоторых людей, зовущих себя христианами, видимый провал или искажение некоторых апостольских предприятий, — все эти последствия греха и узости человеческой, — могут, тем не менее, стать испытанием для нашей веры, искусительным поводом для вопроса: так где же сила и власть Божии? Пришло время очнуться и проявить добродетель надежды чище и энергичнее, чтобы тем укрепилась и верность наша.

Позвольте мне рассказать вам событие из собственной жизни, имевшее место много лет назад. Однажды мой друг — человек честный, но не верующий, — сказал мне, указывая на глобус: «Посмотри: от севера и до юга, от запада до востока». — «И что же я должен увидеть?» не понял я. — «Провал Христа. Сколько веков Он старался вложить Свое учение в жизнь людей — и вот результат». Сперва я опечалился: в самом деле, прискорбно видеть, что многие еще не знают Господа, а из тех, кто Его знает, опять же, многие живут так, словно они Его не знают.

Но это впечатление продлилось всего лишь краткий миг, уступив место любви и признательности. Ибо Иисус восхотел, чтобы каждый из людей стал свободным сотрудником Его Искупительного служения. Нет, это не провал. Жизнь и учение Христа оплодотворяют мир постоянно. Искупление, Им совершенное, достаточно и преизобильно.

Бог хочет иметь не рабов, а детей. Он уважает нашу свободу. Спасение продолжается — и мы в нем участвуем: Христос хочет, говорит нам впечатляюще апостол Павел, чтобы мы восполняли недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, «pro Corpore eius, quod est Ecclesia».

Стоит, стоит рисковать своей жизнью и отдавать себя без остатка в ответ на Его доверие и любовь. И главное — стоит принять всерьез нашу христианскую веру. Читая Апостольский символ веры, мы провозглашаем, что веруем в Бога, Отца Всемогущего, в Иисуса Христа, Сына Божия, Который умер и воскрес, и в Духа Святого, Господа и Подателя жизни. Исповедуем, что Церковь, Единая и Святая, Вселенская и Апостольская, является Телом Христовым, обителью Духа Святого. Мы радуемся отпущению грехов и надежде на грядущее воскресение. Но проникают ли эти истины в глубину наших сердец? Не остаются ли они лишь на уровне наших уст? Божественная весть Пятидесятницы, весть победы, радости и мира, должна быть неколебимым основанием образа мышления, жизни и действий любого христианина.

ФРАГМЕНТ 2

Общаться со Святым Духом

Жить в Духе Святом — это значит жить верой, надеждой и любовью. Это значит — дать Богу овладеть нами и изменить наши сердца, чтобы стали они по мере Его. Зрелая, глубокая и сильная христианская жизнь не создается экспромтом, но является плодом возрастания в нас благодати Божией. В Деяниях Апостолов жизнь первой христианской общины описывается короткой, но полной значения фразой: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах .

Так жили первые христиане, так должны жить и мы. Размышление над вероучением и его освоение, встреча со Христом в Евхаристии и личное с Ним общение — молитва не анонимная, а лицом к Лицу с Богом, — должны стать основой всей нашей жизни. Если этого нет — что останется? Более или менее интенсивная деятельность, умные рассуждения, благочестивые правила? Быть может. Но — без истинной христианской жизни, ибо не будет единения со Христом и личного участия в деле спасения.

Это учение применимо к любому христианину — ибо все мы, без исключения, призваны к святости. Не бывает христиан второй категории, живущих по упрощенному или облегченному Евангелию. Все приняли единое Крещение — и хотя бывают разные харизмы, и люди живут в разных ситуациях, но есть один только Дух, приносящий божественные дары, — единую веру, единую надежду и единую любовь.

Поэтому мы можем задать себе самим этот вопрос апостола: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1 Cor III, 16] И воспринять его как призыв к общению с Богом — более личному и прямому. К сожалению, для многих христиан Утешитель остается Великим Незнакомцем. «Утешитель» — всего лишь слово, которое произносят неосознанно. Для многих Он — что-то, а не Кто-то, не одна из трех ипостасей единого Бога, с Которым мы общаемся, Которым живем.

Мы должны обращаться к Нему просто и доверчиво, как учит нас Церковь на Литургии. Так мы лучше познаем нашего Господа и в то же время яснее поймем значение великого дара, благодаря которому мы называемся христианами. Мы поймем все величие и всю истинность того обoжения, того соучастия в божественной жизни, о котором я говорил.

Ибо Святой Дух — не художник, рисующий в нас божественную сущность так, словно Сам Он ей чужд. Не этим путем приводит Он нас к обoжению. Он Сам есть Бог и от Бога исходит, запечатляется, как печать на воске, на сердце того, кто Его принимает и таким образом, сообщая Самого Себя и Себе уподобляя, Он восстанавливает природу в согласии с красотой божественного образца и возвращает человеку образ Божий [Св. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate, 34 (PG 75, 609)].

Желая хотя бы в общих чертах наметить образ жизни, побуждающий нас общаться со Святым Духом с близостью, и вместе с Ним — с Отцом и Сыном, — мы должны остановиться на трех основных понятиях: послушание, жизнь в молитве и единение с Крестом.

Во-первых — послушание, ибо Святой Дух есть Тот, Кто Своими внушениями привносит сверхъестественный оттенок в наши помыслы, желания и поступки. Это Он побуждает нас принять и глубоко усвоить учение Христово. Это Он дает нам свет — чтобы мы осознали наше личное призвание, и дает силу — чтобы осуществить все то, чего ожидает от нас Бог. Если мы послушны Святому Духу, образ Христов запечатлится в нас — и с каждым днем мы будем все ближе к Отцу. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.[ Rom VIII, 14].

Если мы руководствуемся этим жизненным началом, которое в нас пребывает и которым является Святой Дух, то наша духовная жизнь будет возрастать, и мы будем предавать себя в руки Отца нашего небесного с простотой и доверием ребенка, бросающегося в объятия своего отца. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное , — говорит Господь. Это традиционный и всегда актуальный путь духовного детства, происходящий не от сентиментальностей или отсутствия человеческой зрелости. Он есть духовная зрелость, которая погружает нас в чудеса божественной любви, побуждает признать наше убожество и полностью отождествить свою волю с волей Божией.

На втором месте — жизнь в молитве, ибо самоотдача, послушание и доброта христианина рождаются от любви и к любви устремляются. А любовь ведет к общению, к беседе, к дружбе. Христианская жизнь требует постоянного диалога с Триединым Богом — и приводит нас к этой близости Дух Святой. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме духа Божия . Постоянно общаясь со Святым Духом, мы также станем духовными, ощутим себя братьями Христа и сынами Бога, к Которому не побоимся воззвать, как к Отцу нашему.

Будем привыкать к общению с Духом Святым — ибо Им освятимся. Будем доверять Ему, просить Его о помощи и чувствовать Его близость. Наше бедное сердце постепенно расширится — и будет возрастать с каждым днем наше желание любить Бога, а через Него — и все творение. И в нашей жизни реализуется последнее видение Апокалипсиса: Дух и Невеста, Дух Святой и Церковь Христова — то есть каждый христианин, — обращаются ко Христу Иисусу и просят Его: прииди и останься с нами навсегда.

И наконец, единение с Крестом — ибо в жизни Христа Голгофа предшествует Воскресению и Пятидесятнице. Так же должно быть и в жизни каждого христианина. Мы, — говорит нам апостол Павел, — сонаследники... Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться . Принятие Духа Святого — плод Креста, всецелой самоотдачи Богу, стремления к Его Славе и полного отказа от себя самого.

Только тогда, когда человек, верный благодати Божией, решается воздвигнуть Крест в глубинах своей души, отвергнув себя из любви к Богу, отрешившись от эгоизма и всякой ложной человеческой успокоенности, когда он воистину живет своей верой — тогда и только тогда он получает во всей полноте этот великий огонь, великий свет и великое утешение от Святого Духа.

Тогда и только тогда душа наполняется миром и свободой, которую завоевал для нас Христос и которую сообщает нам благодать Святого Духа. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А где Дух Господень, там свобода.

В круговерти скорбей, неотделимых от нашего бытия — ибо грех, так или иначе, но продолжает пребывать в нас, — христианин осознает все богатство своего богосыновства, когда чувствует себя свободным, ибо участвует в делах своего Отца, и когда его радость становится постоянной, ибо ничто уже не в силах разрушить его надежду.

Это случается и тогда, когда он чувствует восхищение пред чудесами земли, их великолепием и благостью, когда он любит с той чистотой и преданностью, для которых и было создано сердце человеческое. Когда сокрушение о грехах не извращается в горький поступок, отчаянный или надменный, ибо познание собственной слабости приводит его к отождествлению с искупительным делом Христа и к более глубокому ощущению солидарности со всеми людьми. Наконец, когда христианин чувствует в своей жизни верную силу Святого Духа, так что его личные падения уже не сокрушают его, но подвигают его каждый раз начинать заново и помогают остаться верным свидетелем Христа на всех перепутьях жизни. Сохранить верность, несмотря на личные слабости, мелкие ошибки, которые почти не тревожат душу. Но даже если они тяжелы — через Таинство Покаяния, принятое с сокрушенным сердцем, он возвращается к миру Божию и снова становится верным свидетелем Его милосердия перед всеми людьми.

Вот вкратце то богатство веры, которое почти невозможно выразить бедными человеческими словами. Вот жизнь христианина, который дает Святому Духу свободно вести его. И я не могу закончить иначе, как только сделав своим прошение одного из литургических песнопений праздника Пятидесятницы, которое, словно эхо, вторит беспрерывной молитве всей Церкви: О, Сотворитель Дух, приди, и души верных твоих посети, дай смертным неба благодать, чтобы сотворенное спасти... Веди нас к Господу Отцу и дай познать нам Сына путь. Дай нам всегда веровать в Тебя, Духа исходящего от Отца и Сына... [См. Гимн Veni Creator Spiritus, на Литургии Пятидесятницы].

Похожие статьи