Место крушения самолета над боденским озером. Слезы Башкирии: детский рейс, упавший с неба

На юге Германии в 01:45 по московскому времени в воздухе на большой высоте столкнулись два самолета, сообщает "Интерфакс". Президент Башкирии Муртаза Рахимов с утра получил списки всех погибших детей. Их 52 и 5 человек сопровождающих.

Список пассажиров рейса 2937, полученных из пассажирского манифеста аэропорта Домодедово

1. Асылгужин И.
2. Асылова Л.
3. Ахметов А.
4. Басырова Е.
5. Биглов Б.
6. Валеева В.
7. Войтко А.
8. Газизова А.
9. Гимаева Л.
10.Григорьева Ж.
11.Данисламов Д.
12.Дегтярев К.
13.Ефремов И.
14.Жиянбаева Г.
15.Калоева Д.
16.Калоева К.
17.Калоева С.
18.Козлова Д.
19.Костенко О.
20.Литвинов С.
21.Мамбетова Л.
22.Масагитов А.
23.Мельничук М.
24.Минченкова М.
25.Муртазин А.
26.Муртазин И.
27.Мусагитова Е.
28.Нелюбина Е.
29.Низаметдинова Г.
30.Новикова В.
31.Поспелова Е.
32.Пушкарева Е.
33.Савчук В.
34.Савчук В.
35.Савчук И.
36.Соловьев С.
37.Субханкулов М.
38.Султанбекова Л.
39.Султанов М.
40.Суфиянова И.
41.Тукаева С.
42.Уразлин Р.
43.Уразлина К.
44.Федотова З.
45.Федотова С.
46.Хамалов А.
47.Ханнанова А.
48.Хасанова Г.
49.Хисматуллина Л.
50.Шагимухаметов Д.
51.Шислуйская А.
52.Шислуйская В.
53.Шислуйская Л.
54.Шислуйская Ю.
55.Шмельков М.
56.Юлдашбаева И.
57.Юсупов Р.

Дети летели в Испанию в качестве поощрения за успешную учебу

На борту потерпевшего катастрофу Ту-154 "Башкирских авиалиний" находились дети, которые летели на отдых в качестве поощрения за успешную учебу.

Как сообщили в представительстве республики Башкортостан в Москве, группа детей была направлена на отдых в Испанию в качестве поощрения Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. Это - лучшие учащиеся специализированной школы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад.

Согласно правилам Федерального управления авиации США, таким оборудованием под названием "Система предупреждения столкновений на маршруте" оснащены все пассажирские самолеты в США, но эти требования не распространяются на грузовые самолеты.

В случае обнаружения приближающегося в воздухе другого самолета система включается и предупреждает пилота одной машины о необходимости изменить курс.

Как сообщается на Интернет-сайте компании DHL, 44 самолета Boeing 757 заменили в ее авиапарке более старые Boeing 727 в рамках программы расширения сети авиаперевозок в Африке и Европе.

Сообщается, что они намного превосходят стандарты ИКАО в отношении эмиссии и шумов, а также оснащены "всепогодной" системой посадки, позволяющей "находить" взлетно-посадочную полосу в условиях 50-метровой видимости.

В то же время о наличии на борту системы предупреждения столкновений в воздухе в материалах на сайте DHL не сообщается.

Крупнейшим акционером компании DHL является немецкая "Дойче Пост Уорлд Нет". В число владельцев входят также авиакомпании "Люфтганза" и "Джапан эйрлайнз".

Компания была создана в 1969 году в США и на настоящий момент доставляет грузы в 120 тыс точек в 228 странах.

Ответственность "Башкирских авиалиний" была застрахована на 75 млн. долл.

Ответственность перед третьими лицами авиаперевозчика "Башкирские авиалинии" была застрахована на 75 млн. долларов в страховой компании "Социнвест", сообщил генеральный директор компании Юрий Шпизель.

По его словам, такая сумма страхового покрытия действовала при полетах самолета Ту-154 над территорией Германии.

"Сам самолет не был застрахован в нашей компании", - добавил он. Шпизель отметил, что перестраховщиком по данным рискам выступает акционерное общество авиационного и космического страхования "АВИКОС".

В компании "АВИКОС" от каких-либо комментариев отказались, сославшись на необходимость подробного изучения данного вопроса.

Кроме того, по действующему законодательству в обязательном порядке страхуются члены экипажа от несчастного случая и жизнь и здоровье пассажиров с максимальной выплатой в случае смерти 12 тыс. рублей.

В 2002 году в авиакатастрофе над Боденским озером Виталий Калоев потерял семью. Из-за ошибки сотрудника авиадиспетчерской компании Skyguide , погиб 71 человек, в том числе жена и двое детей Калоева. Спустя 478 дней он убил авиадиспетчера Питера Нильсена и следующие четыре года провел в швейцарской тюрьме. Спустя 13 лет о тех событиях в США сняли фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Это драма о человеке, чья жизнь в одночасье разрушилась. Прототип героя Шварценеггера крайне редко общается с журналистами, но Виталий Калоев нашел время, чтобы встретиться с корреспондентом «Ленты.ру» и рассказать о своей судьбе.

Теперь свободного времени у него станет больше. Недавно он отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

«Виталий Константинович Калоев, о чьей судьбе известно на всех континентах земного шара, удостоен медали „Во Славу Осетии“, — сообщает сайт министерства строительства и архитектуры республики. - В день своего 60-летия он получил эту высшую награду из рук заместителя председателя правительства республики Северная Осетия-Алания Джанаева Бориса Борисовича».

Новости из Голливуда и Владикавказа пришли во второй половине января с разницей менее двух недель. «Фильм основан на реальных событиях: авиакатастрофа в июле 2002 года и то, что произошло через 478 дней», — указывает профильный сайт imdb.com. В авиакатастрофе погибли жена Виталия Светлана и их дети — одиннадцатилетний Константин и четырехлетняя Диана. Все они летели к главе семьи в Испанию, где Калоев проектировал дома. А 22 февраля 2004 года его попытка поговорить с сотрудником авиадиспетчерской компании Skyguide Петером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.


Компьютерная реконструкция столкновения. Изображение: Wikipedia

«Я постучал. Нильсен вышел, — рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. — Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели. И там понеслось».

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно — в ноябре 2008 года.

Во Владикавказе замминистра Калоев вел федеральные и международные проекты: телебашня на Лысой горе — красивая, с канатной дорогой, крутящейся смотровой площадкой и рестораном — и Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера. Оба объекта прошли все формальности — остается ждать финансирования. Башня, видимо, нужнее: нынешней телевизионной вышке Северной Осетии около полувека, состояние соответствует. Зато центр — необычнее: несколько залов, амфитеатр, школа для одаренных детей. «Очень сложный в техническом плане проект — линейные расчеты, нелинейные расчеты, каждый элемент в отдельности и все сооружение в целом», — оценивает творчество коллег Фостера замминистра в отставке.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело — это уже второй вопрос». Развернутых суждений о том, что не зависит от него, Виталий избегает. Фильм «478» — не исключение. Арнольда Шварценеггера Калоев, в принципе, ценит за роли «больших добрых мужиков». При этом прототип уверен: Шварценеггер (в фильме — Виктор) сыграет то, что написано в сценарии, от которого Виталий ничего хорошего не ждет. «Если бы это было на бытовом уровне — один вопрос. Но тут Голливуд, политика, идеология, отношения с Россией» , — говорит он.

Главное, о чем просит Виталий: не надо показывать, что он куда-то бежал, — как в европейском фильме по тому же сюжету. «Открыто пришел, открыто ушел, ни от кого не прятался. Все в материалах дела есть, все отражено».

Авторы голливудского фильма уверяют , что в роли Виталия Шварценеггер раскроется по-новому — не как «последний герой экшена», а в качестве чисто драматического артиста. Собственно, если следовать реальным событиям, по-другому и не получится. «В десять утра я был на месте трагедии, — свидетельствует Калоев. — Увидел все эти тела — в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».


На вопрос «может, больше себе надо прощать?» прямого ответа нет. Есть размышление о том, что принесло Виталию Калоеву известность «на всех континентах земного шара»: «Если человек на что-то пошел ради близких и родных — жалеть об этом потом нельзя. И себя жалеть нельзя. Пожалеешь себя на полсекунды — пойдешь вниз, опустишься. Особенно, когда сидишь: торопиться некуда, общения нет, в голову всякие мысли лезут — и такие, и такие, и такие. Не дай Бог себя жалеть». О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал еще восемь лет назад: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Кажется, более всего Калоев жалеет немецких волонтеров и полицейских из лета 2002 года: «У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах — они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать — кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

Немцы, по словам Виталия, «вообще очень душевные люди, простые». «Я как заикнулся, что хотел бы на месте, где моя девочка упала, памятник поставить, — моментально одна немецкая женщина стала помогать, начала сбор средств», — говорит Калоев. И тут же возвращается к дням поиска: «Я руки на землю положил — пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле — или улетела куда. Повел руками — какие-то шероховатости. Стал доставать — бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник — с разорванной ниткой бус».

Виталий Калоев пытается вспомнить всех, кто помогал ему. Получается не вполне: «Очень много ребят отовсюду давали деньги, к примеру, моему старшему брату Юрию — чтобы он лишний раз приехал в Швейцарию, навестил меня» . Два года в камеру к Калоеву каждый месяц присылали «сотню местных денег в конверте, на сигареты»; на конверте — буква W, тайну которой благодарный адресат хочет узнать до сих пор. Специальная благодарность — естественно, Таймуразу Мамсурову, главе Северной Осетии в то время: «Назначил в министерство здесь, помогал там. Не побояться приехать, как считалось, к уголовнику, убийце на суд в Цюрих, чтобы поддержать, для руководителя такого ранга — дорогого стоило». Особая признательность — Аману Тулееву, губернатору Кемеровской области: «Он три или четыре раза просто давал денег, часть своей зарплаты. И в Москве тоже дал, чтобы я чуть-чуть приоделся».

И письма, напоминает Калоев, шли отовсюду — из России, Европы, Канады и Австралии. «Даже из самой Швейцарии я получил два письма: авторы очень извинялись передо мной за то, что произошло. Когда меня , сказали, что я могу взять с собой 15 килограммов. Перебрал письма, убрал конверты — все равно одной почты больше двадцати кило. Посмотрели, сказали: „Ладно, бери и почту, и вещи“».


Место падения самолета "Ту-154М". Фото: Reuters

«Швейцарцы депортировали Калоева тихо и незаметно. Так же должна была действовать и российская сторона. Вместо этого — безобразное антиправовое шоу», — оценил торжественную встречу швейцарского заключенного в Домодедово генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский , ныне советник министра внутренних дел РФ. У противников героизации Калоева особый протест вызвало заявление движения «Наши»: «Калоев оказался… Человеком с большой буквы. И оказался наказан и унижен за всю страну… Если бы таких, как Калоев, было хотя бы немного больше, отношение к России было бы совсем другим. Во всем мире».

«Я прилетел, не ожидал, что меня в Москве так тепло встретят. Может быть, это и лишним было — но в любом случае приятно», — говорит Виталий Калоев восемь лет спустя.

«Научить жить после этого нельзя , — уверяет он, когда речь заходит о родственниках погибших в авиакатастрофе над Синаем. — Боль, может быть, притупилась чуть-чуть — но она не проходит. Загнать себя работой можно, работать надо — на работе человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать — плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям».

Прием по личным вопросам у замминистра Калоева, естественно, практически не прекращался все восемь лет: национальная традиция плюс статус знаменитого земляка. «Попросить денег на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную, — перечисляет Виталий. — Знаю ведь и министров-коллег, и их замов — обращаешься к ним. Получалось не всегда, но что-то выходило. Процентов на сорок-пятьдесят». Меньше всего отказывали школам, откуда приходили за новыми окнами либо за капремонтом. Или же вовсе за лекцией от заместителя министра — «для старшеклассников, о том, какие принципы должны быть в жизни человека».

Отдельной строкой — звонки Калоеву из колоний. «Откуда они узнавали мой телефон, я не знаю. „Не можешь ли сигарет прислать?“ — конечно, пришлю. Был человек по фамилии Кузнецов, узбека одним ударом в Питере свалил, когда тот к его сыну стал приставать. Организовали телемост, я выступил в его поддержку».

Сейчас больше всего Виталий хочет, чтобы его оставили в покое: «Частным человеком хочу прожить — всё, даже на работу не хожу» . Во-первых, сердце: шунтирование. Во-вторых, Виталий в прошлом году женился, через тринадцать лет после трагедии. Единственное, чего он хотел бы «из публичного» — приехать на День Победы в Москву, влиться в «Бессмертный полк» с портретом отца: Константин Калоев, артиллерист.

«Меня много провоцировали на тему, чем отличается, к примеру, Башкирия, откуда большинство погибших в том самолете, от Осетии, Осетия — от центральной России, — говорит Виталий. - Имели в виду, конечно же, вывести на разговоры о кровной мести и тому подобных вещах. Я всегда отвечал так: абсолютно ничем не отличается, потому что мы все россияне. Человек, который любит свою семью, своих детей, сделает для них все. Таких, как я, в России много наберется. Если бы я не поехал и до конца не прошел этот путь — я ведь хотел просто говорить с ним, принять извинения — то после смерти мне не было бы места рядом с моей семьей. Я не хотел бы, чтобы меня похоронили рядом с ними. Я был бы этого недостоин. А для них мы и так все — русские. Непонятные, страшные русские».

Характер

Столкновение двух самолётов

Причина

Ошибка пилота и авиадиспетчера

Место

Около города Юберлинген ,

Координаты

47.778333 , 9.173889

Погибшие Раненые Воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт назначения Рейс Бортовой номер Пассажиры Экипаж Погибшие Раненые Выживших Второе воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт вылета Пункт назначения Рейс Бортовой номер Пассажиры Экипаж Погибшие Раненые Выживших

Компьютерная модуляция катастрофы

Столкновение над Боденским озером - авиационное происшествие произошедшее 1 июля 2002 года когда самолёт Ту-154М , выполнявший рейс 2937 «Башкирских авиалиний» , столкнулся в воздухе с Боингом-757 , рейс DHL 611 . Столкновение произошло недалеко от города Юберлинген , около Боденского озера (). Катастрофа унесла жизни всех, кто находился на борту обоих самолетов (71 человек, в том числе 52 ребёнка).

Предшествующие события

Ту-154М «Башкирских авиалиний», бортовой № RA-85816, следовал по маршруту Москва - Барселона . На его борту находилось 12 членов экипажа и 57 пассажиров, в их числе 52 ребёнка, летевших на отдых в Испанию . Эта поездка была организована Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии как поощрение за хорошую учёбу .

Накануне эта группа опоздала на свой рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе туристических фирм, занимающихся поездкой, срочно организовали дополнительный рейс . Сесть на него предлагалось и другим опоздавшим пассажирам, всего на рейс было продано 8 билетов .

Руководство Скайгайд в течение нескольких лет мирилось с тем, что в ночное время только один диспетчер управлял воздушным движением, когда его напарник отдыхал, и не обеспечило достаточное количество персонала, чтобы изменить эту практику. В дополнение к этому, в ночь столкновения оборудование, подсказывающее диспетчеру о возникновении опасности сближения самолётов, было отключено для проведения технического обслуживания. Были также отключены телефоны. Из-за этого Нильсен в критический момент не смог договориться с аэропортом Фридрихсхафена , чтобы они занялись прибывающим с задержкой самолётом, за которым он следил по другому терминалу. По этой же причине диспетчеры в Карлсруэ , видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена.

Комиссия отметила также, что документы ИКАО, регламентирующие применение TCAS и, как следствие, документы, которыми руководствовался экипаж Ту-154, были неполными и частично противоречивыми. Хотя, с одной стороны, в них содержался прямой запрет выполнения маневров, противоречащих подсказкам TCAS, с другой стороны, эта система была названа вспомогательной, что могло создать впечатление, что инструкции диспетчера имеют приоритет.

До этой катастрофы произошло несколько опасных сближений из-за того, что экипаж одного самолёта следовал подсказкам TCAS, а экипаж другого совершал маневры вопреки им. Тем не менее, необходимые разъяснения были опубликованы только после катастрофы.

Убийство диспетчера

Памятник жертвам авиакатастрофы и Питеру Нильсену в офисе "Skyguide"

Авиадиспетчер, управлявший столкнувшимися самолётами, был убит на пороге своего дома 24 февраля 2004 года . По подозрению в убийстве был арестован Виталий Калоев , потерявший в катастрофе жену и двоих детей. Калоев заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен извинился перед ним за то, что произошло. Нильсен ударил по руке Калоева, выбив фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого . 26 октября 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорён к восьми годам заключения .

Судебный процесс по делу Скайгайд

В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании . Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров Скайгайд были признаны виновными в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы .

Память о погибших

Памятник «Die zerrissene Perlenkette»

На месте авиакатастрофы близ города Юберлинген установлен памятник «Die zerrissene Perlenkette» («Разорванная жемчужная нить»).

// Фото: Konstantin von Wedelstaedt

Авиакатастрофа, произошедшая в 2002 году неподалеку от немецкого города Юберлинген, потрясла мир. Тогда из-за халатности швейцарского диспетчера Питера Нильсена погиб 71 человек. Столкновение произошло в 21:35, но по мнению экспертов, его можно было предотвратить, если бы работники аэропорта вовремя сообщили пилотам об опасности.

Пассажирский лайнер направлялся в Испанию, а летели тем рейсом преимущественно дети, лучшие ученики уфимских школ, которых за успехи в учебе наградили бесплатными путевками в Европу.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского самолета, из-за чего он развалился на четыре части прямо в воздухе. Пилоты грузового судна потеряли управление, после чего лайнер упал в семи километрах от российского ТУ-154.

Длительные судебные разбирательства не принесли результатов: диспетчер, по вине которого произошла трагедия, отказался брать на себя ответственность. Семьям погибших не принесли извинения или соболезнования. В тот момент в ситуации решил разобраться Виталий Калоев, архитектор из России, который потерял в авиакатастрофе всю семью. Его жена и двое детей летели роковым рейсом «Башкирских авиалиний», чтобы навестить его в Испании.

Калоев пришел к дому Питера Нильсена, после чего нанес ему 12 ножевых ранений. Диспетчера спасти не удалось, а сам безутешный отец отправился в тюрьму. Через два года его выпустили за примерное поведение.

Окончательный вердикт по этому делу был вынесен только в 2007 году. Суд признал виновными в причинении смерти по неосторожности четырех менеджеров компании Skyguide. Еще троим сотрудникам швейцарской фирмы вынесли вердикт, приговорив их к условному сроку. Семьям пострадавших заплатили денежную компенсацию.

Виталий Калоев сразу же после освобождения вернулся в Северную Осетию. Ксения Каспари, написавшая книгу «Столкновение», посвященную той трагической истории, объяснила, почему безутешный отец совершил преступление.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», - рассказывает Каспари.

В 2017 году вышел фильм «Последствия», основанный на трагичной истории Виталия Калоева. Главную роль в ленте сыграл Арнольд Шварценеггер. Голливудский актер так проникся сюжетом, основанным на реальных событиях, что согласился участвовать в съемках за минимальный гонорар.

Валерий Постников, занимающий пост исполнительного директора Общества независимых расследователей авиационных происшествий, заявил, что катастрофу можно было предотвратить. «В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, -это абсолютно неприемлемо», - подытожил Постников в своем комментарии для портала RT .

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над Боденским озером в Германии произошла одна из самых крупных авиационных катастроф в истории человечества, унесшая жизни 71 человека, включая и 52 ребенка.

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154 Башкирских авиалиний. На борту самолета помимо 12 членов экипажа, находились 57 пассажиров, 52 из которых были детьми. Большинство детей летели на отдых в Испанию за счет республиканского бюджета Башкортостана. Поездка была организована в качестве поощрения для лучших учеников и победителей ученических олимпиад.

Второй рейс, Boeing 757, грузовик компании DHL, летел из Бахрейна в Брюсель. На его борту находились лишь два члена экипажа.

Столкновение

Так случилось, что авиаперелетами в том месте занималась частная швейцарская компания Skyguide, диспетчерский центр которой располагался в Цюрихе. Хотя в ту ночь дежурили два диспетчера, незадолго до аварии один из низ удалился на перерыв. На дежурстве остался лишь один диспетчер, Петер Нильсен, а также его ассистентка. Вдвоем они были вынуждены работать сразу с двумя терминалами.

По каким-то причинам часть оборудования в диспетчерской была отключена, поэтому Нильсен слишком поздно заметил два самолета в опасной близости друг к другу и, видимо, поддался панике. До предполагаемого столкновения оставалось менее минуты, и диспетчер срочно дал команду экипажу Ту-154 начинать снижение.

Российские пилоты к тому времени и сами заметили второй самолет и приступили к маневру сразу после поступления соответствующей команды. Вместе с тем, система опасных сближений одновременно начала сообщать экипажу о необходимости, наоборот, набирать высоту.

Диспетчер еще раз дезинформировал пилотов, сказав, что второй самолет находится не слева, а справа от российского борта. Не имея никаких причин сомневаться в правдивости слов диспетчера, экипаж Ту-154 решил, что речь идет о третьем самолете, невидимом на их экранах, и продолжал выполнять инструкции диспетчера, игнорируя сообщения системы опасных сближений.

Несогласованность

В то же время, аналогичная система на грузовом борту порекомендовала экипажу снижать высоту, что они незамедлительно и стали делать, сообщив об этом диспетчеру. Поскольку два самолета одновременно вышли на связь с диспетчером, последний не смог получить оба сообщения и так и не узнал, что и второй самолет тоже снижается.

Буквально за считанные секунды до столкновения пилоты самолетов поняли, что крушения не избежать, и отклонили штурвалы до предела. Этого оказалось уже недостаточно, и самолеты столкнулись практически под прямым углом.

При столкновении хвостовой стабилизатор Боинга разломил фюзеляж Ту на две части. В падении российский самолет разломился еще на четыре части, все они упали в районе Юберлингена. Боинг, потерявший стабилизатор, вошел в пике, потом на высоте около 500 метров потерял правый двигатель и также разбился. Ни один из пассажиров или членов экипажа обоих самолетов не выжил.

Последствия катастрофы

Официальными причинами катастрофы названы игнорирование экипажа Ту-154 рекомендации системы TCAS, а также запоздалая инструкция диспетчера. Кроме того, были указаны и ошибки в работе компании Skyguide - в частности, тот факт, что каждую ночь только один диспетчер следил за полетами, в то время, как второй отдыхал.

24 февраля 2004-го, через полтора года после трагедии, россиянин Виталий Калоев, потерявший в той катастрофе жену, сына и дочь, убил авиадиспетчера Петера Нильсена на пороге его собственного дома в Швейцарии. У Петера Нильсена сиротами остались трое детей, а Калоева на следующий день арестовала швейцарская полиция.

В 2005 году суд приговорил Виталия Калоева к 8 годам тюремного заключения, но уже в ноябре 2007-го тот был досрочно освобожден и в 2008 году стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии.

Похожие статьи