Лучшие рецепты народной медицины от знахарей. Лечение панкреатита народными средствами. Народные средства от бессонницы

В современном мире, когда любой из нас имеет доступ к качественной врачебной помощи, золотые рецепты народной медицины все равно остаются широко востребованными. Не стоит недооценивать лечащую силу природы и растений, которыми она щедро нас обогащает. Приготовление подобных лекарственных средств не составляет труда. Справиться с этим делом может любой желающий.

В чем основной секрет?

Человек, хорошо разбирающийся в лекарственных растениях, может сэкономить большое количество денег, не тратя их на медицинские препараты, продающиеся в аптеках. И медикаменты, и лекарственные травы обладают одинаковыми свойствами и влиянием на организм человека. Главное, знать, как их правильно применять, а также их противопоказания, чтобы не нанести вред своему организму неправильным лечением. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться у своего лечащего врача.

Травы от алкоголизма

В настоящее время алкогольная зависимость является страшным заболеванием, настигнуть которое может любого человека. Зачастую близкие родственники стесняются обращаться к профессиональным специалистам. Иной раз сам алкоголик не может признаться себе, что страдает от пагубной привычки, поэтому всячески избегает лечения. В таких случаях лучше подойдут золотые рецепты народной медицины.

Два типа трав

Травы, применяющиеся в борьбе с алкогольной зависимостью, делятся на два типа:

  • средства, вызывающие отвращение к спиртным напиткам;
  • вещества, имеющие общеукрепляющее действие на организм человека.

К первому типу относятся травы, которые не совместимы с алкоголем. Их нужно добавлять в пищу больного и делать это вне зависимости от его желания.

Самые эффективные рецепты

Итак, травы от алкоголизма следующие:

  1. Любисток. Настойку из корня этого растения необходимо принимать в течение недели. Приготовление ее простое: корень любистка и два лавровых листа настаиваются в одном стакане водки в течение 14 дней. Полученное лекарство нужно принять во время похмелья. Это вызовет рвоту и стойкое отвращение к алкогольным напиткам.
  2. Чабрец. Эта трава обладает веществом тимолом, которое не совместимо с алкоголем, и также вызывает тошноту и рвоту. Для приготовления лекарства нужно заварить 2 столовые ложки чабреца в стакане кипятка. Принимать это лекарство следует в течение 2 недель по 4 чашки в день. Золотые рецепты народной медицины крайне эффективны.
  3. Копытень. Эта трава также богата эфирными маслами, которые вызывают рвоту и неприятие спиртосодержащих жидкостей. Данную траву нужно собирать во время цветения, тогда в ней наибольшее количество эфирных масел. Для приготовления отвара одну чайную ложку этой травы заливают стаканом воды и кипятят в течение 20 минут на небольшом огне. Приготовленное лекарство нужно употреблять 5 раз в день по одной столовой ложке в течение 3 недель.
  4. Кукольник. Данная трава относится к растениям, содержащим яд, поэтому применять его нужно с особой осторожностью. Приготовленные аптечные настойки не подойдут, для лечения алкоголизма применяются только свежие отвары. 10 грамм кукольника настаивают четвертью стакана кипятка в течение часа. После этого полученную жидкость фильтруют через марлю. Хранить данный препарат следует в холодильнике и не более 6 суток! Для избавления от алкоголизма в пищу больного необходимо добавлять по 2-3 капли отвара несколько раз в день. Для этого необходимо пользоваться специальной пипеткой, чтобы не превысить дозировку.

Если использование лекарственных трав не помогает, значит, стоит задуматься о стационарном лечении. Нельзя недооценивать проблему алкоголизма, ведь на самом деле это серьезное заболевание, которое может навредить не только алкоголику, но и его близким.

Травы для лечения печени

В живом организме печень играет важную роль. Она обезвреживает опасные вещества, попадающие в кровь, способствует расщеплению питательных веществ для облегчения их усваивания. Однако часто печени можно навредить, в избытке употребляя алкоголь, жирную и жареную пищу, некоторые лекарственные вещества. Для того чтобы избежать множества серьезных заболеваний этого органа, нужно постоянно беспокоиться о ней, употреблять только здоровую и полезную пищу, иногда проводить профилактическое лечение с помощью народной медицины.

Популярные рецепты

При легком дискомфорте в боку справа принимают следующие травы от печени:

  1. Корни клубники. Их необходимо заливать кипятком и настаивать в течение часа. Такой чай обладает желчегонным эффектом и облегчает работу печени.
  2. Календула. Столовую ложку этого высушенного растения нужно залить кипятком и дать настояться в течение 15 минут. Такой чай лучше всего пить с медом за полчаса до еды в течение недели. Такой напиток не только поддерживает этот орган, но и обладает противовоспалительным и общеукрепляющим действием. Заготовка лекарственных трав необходима при больной печени.
  3. Овес. Применяется для восстановления печени после отравления. Варить его следует так, чтобы получился слизистый отвар. Его необходимо употреблять натощак, по пол стакана за прием. Такое лекарство помогает даже при циррозе печени, особенно, если применять его в течение месяца строго без перерывов.
  4. Одуванчики. Народная медицина нашла применение все частям растения одуванчика - корням, листьям и соцветиям. Из соцветий данной травы готовят сироп или варенье, которое применяется по 1 столовой ложке после еды. Его так же можно добавлять в чай. Из корней одуванчика готовят отвары, которые принимают по три раза в день. А из листьев можно приготовить салат. Все это способствует восстановлению печени.

Если вы знаете, что вам предстоит серьезная нагрузка перед большим застольем или праздником, следует заранее побеспокоиться о состоянии этого органа и принять необходимые меры для его укрепления, например, использовать травы от печени.

Зверобой в народной медицине

Зверобой известен человеку на протяжении многих веков. Издавна существовало поверье, что эта трава может вылечить почти все заболевания, а также отпугнуть от больного бесов и злых духов. Ее собирали, сушили и развешивали в доме для защиты.

Золотые рецепты народной медицины часто описывают полезные свойства зверобоя. Для приготовления лекарства используют верхнюю часть растения, в частности листочки и желтые цветы. Благодаря содержанию аскорбиновых и никотиновых кислот, кератина, сахара, дубильных и прочих веществ, данное растение пользуется высокой популярностью до сих пор. Применять его следует непосредственно для лечения, но никак не для профилактики.

Поскольку растение относится к группе "лекарственные травы", зверобой заживляет раны, его часто применяют для лечения кожных заболеваний, особенно проблем, связанных с переходным возрастом. Чай из этой травы снижает температуру, его применяют для лечения почек, при циррозе и цистите, при недержании мочи. Возможности его применения поистине безграничны.

Несколько известных рецептов

Рецептов его приготовления множество, вот наиболее популярные из них:

  • Чай из зверобоя. Настаивать сухую траву необходимо как обыкновенный черный чай и пить с медом. Такой напиток прекрасно тонизирует, помогает при высокой температуре, нормализует сон и успокаивает. Его лучше всего применять в сезон распространения простуды как профилактику против заболевания.
  • Отвар. Измельченную сушеную траву требуется залить литром воды и кипятить на медленном огне в течение 20 минут. Такой отвар следует употреблять по трети стакана в день перед едой для лечения заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта, при бессоннице. Кроме того, таким отваром полезно протирать лицо при наличии большого количества угревой сыпи или акне. Также им можно полоскать рот для лечения воспаленных десен или ангины. На этом и основано лечение травами. Рецепты народной медицины с давних времен использовались людьми для оздоровления всего организма.
  • Настойка на спирте. 200 г сушеного зверобоя настаивают на спирте в течение недели. Важно хранить данное лекарство в темном месте, недоступном для детей. Как только настойка будет готова, ею можно протирать царапины и порезы на коже. Также она помогает избавиться от неприятного запаха изо рта.
  • Масло из травы. Для приготовления масла из зверобоя сушеную траву заливают растительным маслом и настаивают в течение недели, периодически встряхивая. После этого его процеживают и хранят в холодильнике в герметичной упаковке. Применяется масло из зверобоя для лечения ожогов и опрелостей, для восстановления кожи при обморожении. Такое масло не только отлично заживляет, но и имеет обезболивающие эффекты.

Противопоказания

Зверобой имеет широкий спектр применения, однако он, как и другие лекарственные травы и цветы, имеет ряд противопоказаний. Эта трава запрещена для применения беременным и кормящим женщинам. Она может вызывать аллергию, так что аллергикам стоит быть крайне осторожным при лечении зверобоем. Кроме того, лечиться этой травой стоит лишь некоторое время. При долгом употреблении может возникнуть сыпь и крапивница во рту человека. Кроме того, она раздражает слизистую желудочно-кишечного тракта, что приводит к появлению тошноты и рвоты. Также зверобой опасен для тех, кто обладает повышенным артериальным давлением, так как его применение может значительно увеличить данный показатель. Помимо этого, врачи не рекомендуют мужчинам употреблять лекарства из этой травы, так как она может повлиять на их мужскую функцию.

У многих людей на подоконниках стоят растения, но иногда мы забываем о том, что они также обладают лекарственными свойствами. Сок алоэ активно применяется для обработки ран, царапин и воспалений, он заживляет десны и способен уменьшать рубцы. Вне зависимости от того, каким образом сок алоэ попадает в организм человека, он, так или иначе, приносит пользу. Соком мякоти натирают поверхность кожи для борьбы с гнойниками и прыщами, при гастрите и язве его необходимо применять внутрь. Больше всего полезных веществ находится в свежем соке, однако при правильном хранении зеленых листьев сок в них может сохраняться в течение года.

Употреблять сок алоэ сможет не каждый, так как он обладает ярким горьким вкусом. Для того чтобы сделать его употребление более приятным и легким, его смешивают со свежим медом в пропорции один к одному. Чтобы получить сок, не нужно отжимать зеленые листья. Лучше всего взбить их в блендере. Таким образом будет использоваться все растение, что наиболее полезно. Золотые рецепты народной медицины незаменимы.

Еще несколько секретов

Даже обыкновенный фикус поможет справиться с некоторыми болезнями. Например, это растение уменьшает новообразования и останавливает их рост. Также его применяют для лечения миомы матки. Сок фикуса также можно применять для лечения кожи, угрей или царапин на ней. Он обладает заживляющим и обеззараживающим эффектом, чем активно пользуется большинство хозяек.

Герань также может применяться как лекарственное средство. Например, настойкой из листьев герани можно уменьшить количество камней в почках и облегчить выведение песка. Кроме того, она помогает бороться с простудой и оказывает положительное влияние на сердечнососудистую систему. Сок герани чистит кровь и уменьшает количество сахара в ней, чем активно пользуются люди, страдающие сахарным диабетом. Также это растение нормализует давление.

Заключение

Природа наградила нас множеством трав, использовать которые можно в любое время года. Однако не каждый знает об этом богатстве, которое окружает нас со всех сторон. Именно для знакомства с этим существует книга "Травник". Золотые рецепты народной медицины в ней подробно описываются. Все, что нужно для достижения максимального эффекта при лечении множества заболеваний. Рецепты, предоставленные в книге, подойдут для любого желающего, которого заинтересовали

Богдан Власов

Лучший травник от знахаря. Народные рецепты здоровья

Охраняется законодательством РФ о защите интеллектуальных прав. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Немного истории

Человек – часть природы и его жизнь теснейшим образом связана с растительным и животным миром. На протяжении всей жизни человек все больше убеждается, что в самой природе находится решение многих вопросов, связанных не только с возникновением отдельных заболеваний, но и с избавлением от них. Широко применяемые человечеством растительные и животные лекарственные препараты, убедительное доказательство того, что в природе надо искать возможности избавления от недугов. Наблюдая за животным миром первобытные люди научились отбирать не только наиболее вкусные и питательные растения, но и отмечали среди них те, которые помогали избавиться от той или иной хвори.

Животные только у природы черпают целительные силы. Известно, что кошки и собаки в случае некоторых заболеваний едят траву – преимущественно листья злаков, которые, по мнению человека, не обладают лекарственными свойствами.

Довольно популярное лекарственное растение – маралий корень (или левзея) своим названием обязано наблюдениям местных жителей. Бурятские охотники заметили, что маралы, поедая этот корень, восстанавливают свои силы. А раненые олени едят красную гвоздику, которая местному населению известна как кровоостанавливающее средство.

Существует арабская легенда об открытии лечебных свойств зерен кофейного дерева пастухом, заметившим, что его козы, объедая плодоносящие ветви этого деревца, приходили в прекрасное настроение и было им не до сна.

Данные этнографии и археологии свидетельствуют о том, что человек использовал лекарственные растения с незапамятных времен. Племена австралийцев, некоторые племена Центральной и Южной Африки, племена индейцев Амазонки знали лекарственные растения и лечились ими. Археологи находили специальную посуду для растирания и варки целебных снадобий.

Еще больше сведений дают нам первые письменные источники. На древних глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, содержатся сведения о лекарственных растениях с указанием, против каких болезней и в каком виде это растение следует применять. Ассирийцы свои сведения о лекарственных растениях заимствовали от шумеров и вавилонян; на плитах, составленных ассирийскими писцами, указаны названия лекарственных растений на ассирийском, вавилонском и шумерском языках. Известно, что в столице Ассирии – Ниневии – был сад, где выращивали исключительно лекарственные растения.

Египтяне еще за четыре тысячи лет до нашей эры составили последовательное описание применяемых в Египте лекарственных растений. Упоминание об этих фармокопеях находят в записях, сделанных на папирусе, а их изображения довольно обычны на стенах египетских храмов и пирамид. Многие растения, применявшихся еиптянами, продаются до сих пор в наших аптеках, например касторка.

Греки в своих мифах знакомство с лекарственными растениями связывали с Кавказом, где, якобы под покровительством богини Артемиды, находился волшебный сад с ядовитыми и лекарственными растениями. И в действительности с Кавказа (из Колхиды) в Грецию вывозили некоторые растения. Недаром древне-греческое слово «фармакон» обозначало и в то время не только «лекарство», но и яд.

Среди выдающихся представителей арабской медицинской школы в первую очередь надо назвать Абу-Али Ибн-Сину, таджика по происхождению, известного в Европе под латинизированным именем Авиценна. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей. Ибн-Сина описал в своей книге около 900 лекарственных средств и способов их употребления.

Ибн-Байтар, испанский араб, составил описание около 1400 лекарственных растений, дополнив тем самым списки Авиценны. Арабская фармакопея широко использовала сложные рецепты, в состав которых входило много различных трав в различных пропорциях. Такие рецепты стали популярны и в медицине Западной Европы. Эта усложненная рецептура привела к появлению специальной профессии аптекарей. Чтобы приготовить сложный рецепт из десятка трав, надо обладать специальным навыком.

Европейская аптека была создана по арабскому образцу и в первое время, в основном, пользовалась привозным арабским сырьем.

Средневековые европейские травники, как правило, были компиляциями из сочинений Диоскорида, Галена, Ибн-Сины, Ибн-Байтара и других греческих, латинских и арабских авторов.

Таким образом, в европейскую медицинскую практику оказались включены почти все лекарственные растения Западной и Южной Европы, Северной Африки и Западной Азии, Индии.

С индийской медициной связана и система тибетской медицины. В фармакопею индийской медицины были введены местные растения, кроме того, были усвоены китайские традиции.

Тибетская медицина распространилась на довольно значительной территории северо-восточной Азии.

Первая китайская книга о травах (Бень Цао) датирована 2600 годом до н.э. В книге перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения. Такие книги на протяжении многих веков переиздавали и в одной из последних, датированной XVI веком, перечислены уже 1892 лекарственных растения.

Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смер, приглашенный в Киев Владимиром Мономахом. Лекарства – сушеные травы – привозили из Константинополя и из генуэзских колоний в Крыму. Однако очень скоро в многочисленных монастырях русские ученые монахи начали собирать и сушить также местные лекарственные травы – преимущественно те, которые описывались в греческих травниках или были на них похожи – и лечить ими больных. О существовании местных травников можно найти сведения в некоторых письменных источниках, но сами травники, к сожалению, утеряны. Упоминания о древнерусской медицине можно найти в рукописных памятниках древнерусской литературы. Свидетельство тому «Повесть о Петре и Февронии». В этой повести рассказывается о том, как муромский князь Петр, единоборствуя со змеем, покрылся струпьями и долго не мог выздороветь. Помогла ему простая рязанская девица Феврония. В виде платы за лечение Феврония потребовала, чтобы князь Петр женился на ней. Давая лекарство, посоветовала мазать им все струпья, кроме одного. Князь выздоровел, но жениться отказался. Но оставленный непомазанным струп дал новые струпья и князю Петру пришлось взять в жены Февронию. Жили они долго и в любви. Исцеляла Феврония князя Петра диким медом, настоенным на травах.

Основываясь на практике народного врачевания, постепенно русская фармокопея набирала силу. Об этом свидетельствуют упоминания в более поздних травниках местных лекарственных растений, не встречающихся в античных фармокопеях. Таковы, например, самобытные приемы лечения хреном и луком, лечение гнойных язв «банной плесенью». Русские врачеватели, за семь столетий до открытия Флемингом пенициллина, самостоятельно установили антибактериальную активность этого гриба.

Стали появляться переводные рукописные травники, так называемые «вертограды».

Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах при царе Алексее Михайловиче, когда был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекаственными травами не только царского двора, но и армии.

Были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили лекарственные растения. Проявляется интерес к сбору данных народной медицины. Стали организовываться производства из растений лекарств на особых «поварнях».

Лечение дарами природы сегодня

Мои предки всю свою жизнь собирали лекарственные травы, лечились ими и нас научили.

Меня еще моя бабушка учила, а я сейчас учу своих внуков – не увлекайтесь таблетками, вокруг нас столько целебных растений. Изучайте их, наблюдайте за их действием на человеческий организм, и у вас все будет в порядке со здоровьем.

Русский человек с незапамятных времен лечится травами, как и сейчас. Если у нас заболела голова или горло, мучает приступ кашля, поднялась температура, нелады с кишечником, мы в первую очередь прибегаем к дарам природы. Пьем чай с лимоном при температуре, чай с малиной при простуде, жуем заварку черного чая, завариваем кору граната при поносе. Все эти легкие средства помогают иногда временно, так как зачастую это признаки серьезного заболевания. Но в наступившее облегчение мы можем спокойно обратиться к врачу. Там, где защитные силы организма способны сами справиться с начинающимся недугом, полезными могут оказаться растения, обладающие потогонным, жаропонижающим, тонизирующим, отхаркивающим, мочегонным, сокогонным или антитоксическим действиями. Например, перед сном вам пришлось поесть тяжелую пищу (сырокопченую колбасу, жареное мясо и т. д.). А утром – чувство тяжести или боль в области желудка, отсутствие аппетита. В таких случаях достаточно перед завтраком выпить чай, заваренный семенами укропа, или зеленый чай с укропом. Снять состояние слабости и общего недомогания (усталость, расстройство желудка, горло саднит, лихорадит) иногда помогает травяной чай или крепко заваренный черный чай с фруктовым соком, сиропом, вареньем из садовых и дикорастущих плодов и ягод. При плохом самочувствии, когда причина неясна, помогает лимон с медом.

Эта книга – большой редкости и великой ценности! Ведь в ней – секреты травников, которые пригодятся каждому. Поколения травников и знахарей держали в тайне рецепты приготовления целебных настоев, заветных оберегов и любовных напитков. Сегодня, если захотеть, можно многое узнать о лечении травяными сборами и настоями, но вы нигде не найдете истинной информации о том, как с помощью трав обрести благосостояние, привлечь любовь. Нигде, кроме этой книги!

Из серии: Академия здоровья и удачи

* * *

компанией ЛитРес .

Знахарство – практическая подготовка

Как же стать настоящим знахарем-травником? Сложно ли это? И какие меры можно предпринять на своем пути к магическим знаниям о травах? Все это вполне возможно при желании и внутренней дисциплине, ведь ничто не достигается без упорства в своих намерениях и серьезных усилий.

Внутренняя подготовка

У кого есть доступ?

Часто люди боятся приступать к обучению из-за того, что не чувствуют в себе врожденных способностей к травологии. Разумеется, генетически «чувствовать» растение – это навык, заметно облегчающий жизнь травнику и совершенствующий его действия, но и без этого можно стать вполне успешным целителем. Магия – это инструмент, и даже если вы от рождения не владеете способностями обращения с ним, в этом вам поможет опыт и практика. Два основных компоненты успеха знахаря – интуиция и опыт. Хорошие травники полагаются как на первое, так и на второе. Для растительной магии не нужны клятвы и обеты, она не требует кардинальных перемен в образе жизни, она просто помогает тем, кто решит к ней обратиться. Не стоит относиться к ней как к чему-либо «потустороннему» или «колдовскому». Примите магию трав как должное от природы – и она быстрее станет вашим другом и помощником.

Черное и белое

Итак, прежде чем вы окончательно решите для себя, хотите ли вы дальше продолжать свое обучение травничеству, спросите себя, а кем именно вы себя видите после того, как научитесь разбираться в травах и применять их на практике? Маги-травники – обычные люди, такие же, как и остальные, а магические умения – это навык, как, скажем, умение метко стрелять. Но и в случае со стрельбой вы можете использовать свое умение для защиты или, к примеру, на охоте, а можете и повернуть свои способности другим во вред, лишая жизни или здоровья других людей. Так и с магией: существует множество книг с десятками дурных заклятий, перечислением способов порчи, рецептов для вреда другим. Черная магия не несет в себе никакого спасения, ведь все содеянное возвращается сторицей. Та же самая картина предстает перед нами и в растительной магии: существует множество ядовитых трав, включенных в «темные главы» травологии, но их использование отдаляло травника от любви к природе и человеку и приближало знахаря к тому утрированному образу злого колдуна, которых выискивала в Средние века инквизиция. Растительная магия – инструмент любви и доброты, поэтому к ее изучению нужно приступать, только действуя во благо себе и окружающим.

«Дай мне силу». Откуда что берется?

Следующее, что нужно уяснить, приступая к изготовлению своего первого букетика-оберега или лечебного настоя, это то, как именно действует растительная магия. Каждое растение несет в себе внутреннюю энергию, данную ему силами четырех стихий: Огня-солнца, питающей Земли, живительной Воды и Воздуха-ветра. Но само растение не будет работать наподобие обычных лекарств из аптек: проглотил пилюльку, «шлепнул» укольчик – и через полчаса все подействовало. Чтобы растение на самом деле обрело магическую силу, оно должно пройти сквозь ваши руки, почувствовать ваше желание, ваши мысли и энергию и наполниться ими. Точно так же помогают своим детям мамы, поглаживая больной животик или горячий лоб, перенося свои желания и энергию непосредственно на объект ментального лечения. Так же, прикосновениями и определенными пасами рук лечат больных людей монахи и многие врачи восточных провинций.

Растения не дадут вам мгновенно мешок денег за порогом и толпу одалисок, поджидающих на улице, но с их помощью на самом деле можно «околдовать разум и обмануть чувства, разлить по бутылкам известность, заварить славу и даже закупорить смерть». Знахари не верят в волшебство, они знают, что травы обладают силой, и знают, какова эта сила.

Когда знахарь посылает свою внутреннюю энергию в растение (или же в масло, корешок, талисман, амулет, ладанку), то этот предмет какое-то время хранит переданную энергию внутри себя, а потом начинает потихоньку ее выпускать, то есть передает желаемое на объект стараний целителя – на его клиента или же на самого травника. Заговоренные травы, амулеты и прочее выпускают из себя полученную энергию по необходимости, к примеру, защитный амулет выделяет силу, когда это нужно, то есть когда хозяина амулета атакуют враждебные, недоброжелательные силы.

Для того чтобы правильно «зарядить» растение, нужно «зарядить» и себя, спрограммировать в мыслях свою будущую цель, сосредоточиться только на ней, видеть ее, осязать ее и грезить только ею. Энергия передается растению тактильно, то есть через непосредственный контакт, как во время заготовки сырья (сбора, сушки, измельчения), так и во время самого приготовления оберега или зелья. Это – самый важный и самый сложный этап травничества. Особенно трудно приспособиться новичкам, но с опытом и начинающие травники могут наловчиться и достигнуть полного взаимопонимания с растениями.

Таким образом, работа с энергией трав и составляет львиную долю работы травника.

Этикет знахаря

Существует несколько основных правил, которые не обязательны к исполнению, но заметно облегчат начинания «юного» знахаря и помогут ему прийти к успеху.

Во-первых, всегда оставайтесь наедине с собой во время приготовления снадобий, чтения заговоров, составления смесей. Не смешивайте энергии, исходящие от разных людей. Посторонние люди всегда вызывают ощущение чужого присутствия, даже если сам целитель спокойно к ним относится. Сосредоточенность целителя сбивается, рушится образ конечной цели, и, таким образом, растение или амулет заряжается намного хуже. К тому же, нельзя распознать мысли и настроения постороннего человека. Если он настроен в противовес вашей цели, то ваши старания и вовсе ни к чему не приведут. Поэтому все ваши сеансы лучше проводить в одиночестве, желательно в спокойное время суток (вечер, сумерки, ночь), когда все домашние или соседи уже спят, а шум за окном не сбивает с мыслей. Нелишним будет (если сеанс приготовления снадобья особенно важен) отключить и телефоны, чтобы не сбить себя с мыслей и соответствующего настроения.

Во-вторых, спокойствие и только спокойствие. Если вы собираетесь готовить афродизиак или оберег от автомобильных происшествий, а в голове у вас – только нахальные выходки вашей коллеги по работе, то лучше отложить сеанс на более подходящий момент. Если рецепт не требует особенной даты для приготовления – отложите его на выходные. Весь день посвятите себе, успокойтесь, расслабьтесь, а вечером приступайте к процессу. В противном случае, мужчина или женщина под воздействием любовного напитка, заряженного вашей усталостью и раздражением, не оправдают ваших ожиданий, а автомобильный оберег в лучшем случае окажется просто красивой веточкой.

В-третьих, соблюдайте меру. Один вечер – одно снадобье или же один заговор. Смешать в один сеанс энергии разных сортов – все равно что слить в одну колбу два зелья и понаблюдать, что из этого выйдет.

В-четвертых, не берите за это денег. Это старое правило травников. Если же вы действительно настолько успешны в своем изучении магии трав, что природа одарила вас знахарской удачей, благодарность можно принимать чем угодно: продуктами, книгами, скидками в магазинах, но не деньгами.

И в-пятых, действуйте во имя любви. Все, в том числе и растения, создано природой для любви. Не отклоняйтесь от заданного Общей Матерью курса и созидайте для всех.

Практическая подготовка

Всегда все под рукой

Если вы прошли самостоятельную проверку на годность к профессии или просто хобби знахаря, стоит сразу позаботиться о стандартном наборе инструментов и компонентов, которые вам обязательно понадобятся.

В первую очередь, к таким компонентам относятся непосредственно травы . У каждого травника свой набор растений, в зависимости от наиболее часто используемых рецептов и заговоров, но есть пятнадцать растений, которыми лучше закупаться или которые лучше заготавливать сразу, так как они будут нужны вам чаще всего. Вот список этих растений:

Базилик

Лаванда

Лимонник

Мускатный орех

Розмарин

Розовые лепестки

Тысячелистник

Чернобыльник

О каждом растении будет рассказано более подробно позже, а пока что стоит запомнить их наименования, чтобы не пропустить пакетики с соответствующими надписями в супермаркете, аптеке или специализированной лавке. Со временем ваша травяная коллекция будет пополняться новыми названиями и рецептами, ведь опытные знахари хранят в своих запасах до трехсот наименований различных растений. Все травы лучше хранить в неизмельченном виде в плотно закрытых стеклянных банках. Обязательно подписывайте и регистрируйте в отдельном блокноте или тетради каждое растение.

Следующее, о чем вам стоит позаботиться – это приспособление для окуривания травами. Вы можете купить специальную курильницу в отделе китайской утвари и сувениров, а можете приспособить любое понравившееся вам блюдо. Для этого его всего лишь нужно наполовину засыпать песком и оградить от легковоспламеняющихся предметов. Также лучше сразу купить специальный уголь для окуривания.

Ни один знахарь не может обойтись без ступки и пестика . Собственноручное измельчение трав очень важно в практике травологии. Лучше всего покупать ступку и пестик из прочного материала, к примеру, из стали, так как деревянные и стеклянные разрушаются при измельчении твердых семян и корешков.

Для сбора растений вам понадобится отдельный нож . Ни в коем случае не используйте один и тот же нож и в поле во время сбора, и на кухне во время приготовления пищи. Для сбора подойдет любой нож, купленный в магазине, но лучше всего выбрать нож из нержавеющей стали и с белой рукояткой.

Для сеансов приготовления отваров и смесей подготовьте отдельную миску . Так же, как и в случае с ножом, в этой миске нельзя готовить пищу. Миска должна быть новой, из любого понравившегося вам материала. Впрочем, некоторые подбирают себе несколько мисок для отдельных сеансов: к примеру, кто-то выбирает для смешивания трав-оберегов керамическую миску, так как она сохраняет человеческое тепло, а кто-то, наоборот, склоняется к стальной, чтобы передать силу этого вещества человеку. Единого «рецепта мисок» не существует, поэтому выбирайте посуду на свой вкус. Единственное: она должна быть достаточно большой, чтобы вместить обе ваши руки.

Для сеансов лучше сразу заготовьте десяток свечей разных цветов и форм . Их нужно зажигать и во время смешивания трав, и во время произнесения заговоров. Не существует никаких предубеждений против электрического света во время сеансов, но мягкий свет свечи поможет вам сосредоточиться на конкретной, необходимой вам мысли.

Кроме того, нелишним будет обзавестись специальными аптекарскими весами , или же просто весами для измерения легких веществ. Разумеется, вы можете отмерять дозы измельченного сырья просто чайными ложечками, пользуясь таблицей мер, но в таком случае будьте внимательны и скрупулезны в дозировке.

Если вы собираетесь посвятить знахарству приличную часть своего времени, то лучше сразу завести собственную тетрадь для своеобразного «бухгалтерского учета»: записей о проведенных сеансах, опробованных рецептах и результатах, также вы будете записывать туда новые вариации тех или иных отваров, смесей и настоев.

Способы использования трав

Во время приготовления и совершения магических «травяных» ритуалов основная роль, конечно же, возлагается на растительные компоненты, которые вы используете. Но не менее важную роль играет и то, как именно вы пускаете в дело очередной корешок или былинку. Существует несколько способов использования магических растений:

Окуривание – один из самых древних способов применения растений. Еще в стародавние времена ребенка окуривали медвежьей шерстью, чтобы излечить от испуга, а помещение окуривали ладаном, чтобы изгнать из него нечистую силу. Окуривание – хороший метод для возведения защиты над человеком или домом. Для этого используются специальные курительницы или блюдо с песком, на которое выкладывается раскаленный уголь, а сверху укладывается трава, которая тлеет и источает запах вкупе с внутренней энергией.

Настои и отвары – не менее популярный способ использования магических трав, а главное – один из самых простых. Существуют сотни вариантов изготовления настоев: от обычного чая, настоянного на особых травах для магического воздействия, до особых заряженных знахарем жидкостей, несущих в себе магический заряд и используемых для омывания предмета или тела человека. Можно бросать определенные травы в кипящую воду, добавлять их в остуженные кипяченые жидкости можно опускать травяные подушечки со специальными сборами в горячую ванну.

При изготовлении настоев и отваров первое, чем нужно руководствоваться – книжным рецептом (при изготовлении магических напитков), а также инструкцией, приобретаемой вместе в лекарственным сырьем в аптеке или лавке (при изготовлении лечебных настоев).

Перед тем как приступить к варке, травы измельчают в ступке или нарезают для более быстрого извлечения полезных веществ из корешков, листиков и почек (особенно это касается лечебных напитков). Каждый компонент смеси нужно измельчать отдельно и тщательно взвесить или отмерить. Измельчая, помните, что цветы, листья и траву нужно измельчать на частицы не больше 5 мм, стебли, кору и корни – не больше 3 мм, что же касается семян и плодов, то максимальная их величина не должна превышать 0,5 мм.

Также в домашних условиях можно изготовить и алкогольные настойки с использованием 40–70 % спирта.

Из любого отвара, спиртовой настойки или настоя можно приготовить путем выпаривания магический экстракт. Концентрация трав и полезных компонентов в нем выше, чем в вышеописанных жидкостях, поэтому его стоит принимать по нескольку капель.

Масла . Ароматические масла используются во многих мировых практиках. Сейчас их можно купить готовыми в любом супермаркете или восточной лавке, а можно и приготовить самим. Для этого смешайте масляную основу (можно использовать обычное растительное масло без запаха) и необходимые травы. Медленно нагревайте смесь для того, чтобы травяной запах перешел в масло, затем процедите или дистиллируйте. Готовые масляные смеси втираются в кожу или используются при сеансах ритуальных ванн. Кроме того, с помощью ароматических масел определенного состава вам будет легче сконцентрироваться на вашей цели и создать ее зрительный образ. Лучше всего использовать масла на основе трав, которые вы используете и при изготовлении отвара, эссенции или любого другого магического объекта.

Соль для ванн . В этом случае готовые ароматические масла перетирают с морской солью и добавляют непосредственно в ванну или же в специальный мешочек для ванны.

Порошок . Это средство не столь часто используется непосредственно для воздействия на тот или иной объект, а скорее для защиты самого знахаря перед тем или иным сеансом. Обычно порошки принимаются внутрь, но также могут использоваться и для оздоровления (присыпка для ран или язв). Для изготовления порошка сухие травы измельчаются и растираются в ступке.

Амулет . Само слово «амулет» происходит от латинского amuletum, что означает «средство защиты». Изначально амулеты изготовлялись из естественных предметов, которые посредством своей необычной формы или цвета привлекали внимание людей. Постепенно амулетами стали кулоны, браслеты, кольца или просто бляшки из железа, стекла, керамики, кости и прочих материалов. Также в качестве амулетов используют миниатюрные мешочки и кисеты с зашитыми внутри травками, семенами или кореньями, которые помещают в одежде или хранят дома. Чаще всего они используются для создания оберегов.

Талисманы , в отличие от амулетов, не защищают, а притягивают посредством своей энергии различные силы, такие, как любовь, деньги, храбрость, силу. Выглядят же талисманы так же как мешочки, наполненные цельными травами или их смесью.

Саше (ароматические подушечки). Изготавливаются так же, как и талисманы с амулетами. Саше кладут под обычную подушку ночью или же носят при себе.

Мазь . Это средство редко используется в современной практике знахарей, но когда-то оно было крайне популярно в лечебных и магических изысканиях. Для приготовления мазей травяные порошки смешивают с жиром и воском, а если таких компонентов под рукой нет, то подходят вазелин, растительное или сливочное масло.

Чернила . Иногда для записи магических формул профессиональные знахари предпочитают использовать собственноручно приготовленные травяные чернила. Для их изготовления подходят бузина, ежевика и некоторые виды грибов.

Заготовка трав

Итак, вы прошли первое «посвящение» в знахари и узнали основы основ. Теперь самое время перейти к травам и обучиться тому, как их собирать, выращивать и подготавливать для магических сеансов. Для того чтобы заготовить магическое сырье, а именно растения, существуют три способа.

Во-первых, вы можете поискать нужные вам компоненты в супермаркете, аптеках и специальных лавках. Иногда травки можно найти и на рынке у бабушек, торгующих травяной смесью «ручной сборки».

Во-вторых, вы можете собственноручно собирать некоторые компоненты (мать-и-мачеха, тысячелистник, сосновая хвоя, дубовая кора), к тому же, издавна считается, что наиболее действенны те травы, которые собраны вблизи от самого знахаря.

Если же предыдущие варианты вам по какой-либо причине не подходят, возьмитесь выращивать определенные травки в необходимом вам количестве.

Сбор трав

Травы, плоды и семена можно найти почти везде: возле жилых домов, в лесу, в поле, на горных вершинах. Для того чтобы начать сбор трав, нужно знать, какие именно части того или иного растения вам нужны, в какой сезон и в какое время суток их стоит собирать. Для магических и лечебных ритуалов используют листья, стебли, цветы, плоды, семена растений, а также кору и почки деревьев, ягоды, плоды, клубни, корни и луковицы. Каждое из перечисленных частей растений собирают и обрабатывают по-своему. В отдельной главе о растениях вы сможете ознакомиться со многими видами растений и особенностями их сбора. Что же касается частей растений и деревьев, вот несколько общих правил по их сбору:

Главное – избежать путаницы с ядовитыми растениями, поэтому всегда сверяйтесь с ботаническим словарем и изображением того или иного растения. Правильно определить и найти растение – очень важный аспект сбора трав.

Соблюдайте время сбора (время года, лунного цикла, суток).

Собирайте растения только в ясную, сухую, солнечную погоду. Если с утра прошел дождь – ждите, пока растения обсохнут, если же вечером появилась роса – дождитесь следующего дня. Никогда не собирайте растения во время дождя, тумана или при сырой погоде.

Не собирайте растения близи автомобильных трасс и железных дорог, а также вблизи промышленных предприятий и под высоковольтными линиями электропередач. Не берите сильно запыленные растения, а также пораженные болезнями или пострадавшие от вредителей.

Иногда растения лучше собирать ночью: в полнолуние полезные вещества скапливаются в листьях и цветах, а в новолуние – в корнях, клубнях и луковицах.

Собранные растения раскладывайте по полотняным мешочкам, не смешивая. Сочные плоды складывайте в корзинку, каждый слой накрывайте слоем веточек, чтобы плоды не помялись под тяжестью сбора.

При сборе однолетних растений не вырывайте полностью делянку, оставьте несколько стеблей расти дальше.

При сборе многолетних растений (а именно их корней) стряхивайте в оставшуюся лунку семена и оставляйте в ней кусочек корневища.

Во время сбора ядовитых растений (белена, полынь, красавка, чемерица) соблюдайте осторожность и избегайте контакта растений со слизистыми оболочками. Лучше всего в этом случае пользоваться перчатками и марлевой повязкой. После работы с такими растениями тщательно вымойте руки и постирайте одежду.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травы-лекари, растения-колдуны. 100 рецептов, доступных каждому (Иоланта Прокопенко, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром -

Испокон веков передавались проверенные временем эти рецепты народной медицины.

Мои предки лечились этими рецептами, собирали лекарственные травы и передавали свои знания нам.

Народные рецепты от простуды

ВОСПАЛЕНИЕ ГОРЛА

Залейте 100 г тертого чеснока 100 г кипяченой воды комнатной температуры. Настаивайте в закрытой посуде 5-6 часов, процедите. Полученный настой подогрейте до 36-40°С и полощите.

АДЕНОИДЫ

Закапывайте на ночь 3-4 капли продезинфицированного подсолнечного масла (небольшой пузырек масла нагревают до кипения на водяной бане). Проводите процедуру две-три недели. затем недельный перерыв, и снова повторите.

НАСМОРК

Возьмите 5-6 головок чеснока, очистите от шелухи и измельчите. В 10 — литровое ведро с холодной водой бросьте чеснок и поставьте на огонь. Как только вода закипит, поставьте охлаждаться до комнатной температуры (24 градуса).

Затем вылейте воду в любую подходящую емкость и опустите туда ноги на 3-4 минуты. После ванночки ноги разотрите досуха и ложитесь в постель.

АЛЛЕРГИЯ НА ХОЛОД

Заварите 100 г молодых веточек калины 250 г кипятка. Кипятите полчаса. Настаивайте 45 минут и принимайте по 1/3 стакана три раза в день.

Народные рецепты при диареи, поджелудочной железы

ЗАПОРЫ

Возьмите в равных долях (1 стакан) инжир, курагу и чернослив без косточек. Лист алоэ пропустите через мясорубку. Все перемешайте и добавьте 100 г меда. Разбавьте фруктовое слабительное 1/2 стакана теплой воды и принимайте вечером по столовой ложке.

В сложных случаях - три раза в день после еды.

ДИАРЕЯ

Разомните мякиш свежего хлеба (50 г любого) пальцами, залейте стаканом воды и вскипятите. Съедайте по 3 столовые ложки через каждый час.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Возьмите большую черную редьку, вымойте и натрите на терке, не снимая шкурку. Отожмите сок (1 стакан), смешайте со 100 г гречишного меда. Принимайте 40 дней по1/3 стакана три раза в день перед едой.

ЯЗВА ЖЕЛУДКА

100 г листьев традесканции залейте 250 г водки. Настаивайте неделю в темном прохладном месте и принимайте за час до еды по 1 десертной ложке два раза в день.

РАССТРОЙСТВО ПИЩЕВАРЕНИЯ

Залейте 100 г сухих груш стаканом кипятка и варите 10-15 минут. Настаивайте полчаса.Съедайте несколько кусочков каждый день.

ГАСТРИТ

Залейте 100 г сока каланхоэ половиной литра водки и добавьте четверть чайной ложки меда. Настаивайте 45 дней. Пейте настойку по столовой ложке каждый день утром натощак.

Рецепты народной медицины для лечение различных заболеваний

БОЛИ В СУСТАВАХ

Сшейте небольшой хлопчатобумажный мешочек, положите туда чеснок (можно толченый) и оберните больной сустав. Прокалите соль на сковородке и положите ее в другой хлопчатобумажный мешочек, чуть больший чесночного. Солевой укрепите сверху.


Держите до тех пор, пока соль не остынет.

НЕПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ

Корень лопуха промойте, высушите и измельчите в порошок. Растворите столовую ложку порошка в стакане холодной воды. Пейте десертную ложку раствора за полчаса до еды два раза в день.

ГНОЙНЫЕ РАНЫ

200 г подсолнечного масла налейте в эмалированную посуду, опустите туда 2-3 листа грецкого ореха. Настаивайте 2-3 дня. прокипятите 5-7 минут. Настаивайте еще 2-3 дня. Процедите. Готовой мазью смазывайте раневую поверхность.

ЗУБНАЯ БОЛЬ

Положите в ухо с той стороны щеки, где находится больной зуб. кусок корня подорожника. Держите растение в ухе до исчезновения боли.

КАРДИОНЕВРОЗ (КОЛЮЩИЕ БОЛИ В СЕРДЦЕ)

Натрите на пластмассовой терке полкилограмма лимонов с цедрой, смешайте с таким же количеством светлого меда и добавьте 20 толченых ядер абрикосов. Перемешайте и принимайте по столовой ложке утром натощак и вечером перед сном.

Курс можно повторить через месяц.

КЛИМАКТЕРИЧЕСКИЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ

1 столовую ложку измельченной коры лиственницы заварите стаканом кипятка. Кипятите полчаса. Настаивайте 45 минут. Пейте по три столовых ложки до еды три раза 8 день.

МЕТЕОРИЗМ

Вскипятите стакан воды, разведите в нем чайную ложку меда и столько же полынного порошка (растолченные сухие листья полыни). Настаивайте полчаса. Пейте утром по столовой ложке.

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ

Приготовьте обычный крепкий чай. Возьмите в равных долях мед и водку и добавьте к ним 3 части крепкого чая Доведите до кипения и пейте горячим.

ПРОЛЕЖНИ, ОПРЕЛОСТИ

Поджаренные зерна белой фасоли истолките в муку. Присыпайте пораженные места по мере необходимости.

РАДИКУЛИТ

Сшейте пояс с карманами, заполните их зрелыми каштанами. Носите пояс, пока боль не отступит.

ФИБРОМА

Возьмите одну картофелину среднего размера, вымойте и натрите на терке с кожурой. Отожмите сок и выпейте утром натощак. Курс лечения месяц. затем двухнедельный перерыв.

Опоясывающие лишаи

Смазывайте больное место несколько раз в день свежим клюквенным соком или яблочным уксусом.

ОТИТ

Возьмите небольшой баклажан, срезав с одной стороны — шапочку», вырежьте из него сердцевину. Налейте туда облепиховое (можно подсолнечное) масло (1.5-2 столовые ложки), закройте крышечкой и поставьте запекать в духовку.

Из готового баклажана отожмите масло и закапайте теплым раствором по 3- 4 капли в больное ухо.

ХОЛЕЦИСТИТ

Возьмите 2.5 столовой ложки бессмертника, залейте 1 л кипятка и оставьте на ночь. Утром процедите, и пейте натощак по схеме. 1-й день - 1/4 стакана. 2-й день - 1/2 стакана. 3-й день - 3/4 стакана, 4-й день - 1 стакан. Сделайте 3-дневный перерыв и снова пейте настой. Курс лечения - 2 месяца.

ЯЧМЕНЬ

Возьмите серебряную ложку и проведите ручкой три раза вправо и влево по краю века.

ВОСПАЛЕНИЕ ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА

Измельчите 4 дольки чеснока среднего размера, положите в небольшую емкость и заполните ее до половины водой. Кипятите несколько минут. Дышите над паром 5-10 минут той ноздрей, которая соответствует больной стороне.

ВЫВИХИ И РАСТЯЖЕНИЯ СВЯЗОК

Белок яйца разотрите с мукой и добавьте десертную ложку спирта. Все перемешайте и нанесите бальзам в виде компресса на больное место. Компресс жестко зафиксируйте.

БЕССОННИЦА

2 чайные ложки шишек хмеля заварите стаканом кипятка. Настаивайте 4 часа и принимайте по 3/4 стакана перед сном.

История сибирского травника, знахаря – о его способах лечения настоями лекарственных трав, о тайнах и секретах. Еще один взгляд на деятельность народного лекаря (Федора Кузьмича Муховкина) изложен в очерке «Иллюстрированный спутник по Волге», составленном в 1884 году подполковником Генерального штаба Степаном Ивановичем Монастырским (1833-1905).

«Кузьмич…» при этом слове каждый, даже самый жалкий либерал, старается состроить презрительную гримасу и произнести несколько жалких фраз, обличительного свойства…

Читатель, вероятно, не мало встречал на своем веку таких либералов, которые уступают свои убеждения за самое умеренное вознаграждение; а я, кроме того, видел, как один из этих «вольных мыслителей», метавший гром и молнию на пациентов Кузьмича, - сам, между тем, ездил к нему и втихомолку попивал его снадобья.

Начну говорить о Кузьмиче, без стеснения, без либеральных ужимок, совершенно неуместных, когда речь идет о человеке, привлекающем к себе десятки тысяч больного люда. Десятки тысяч! Это факт - и факт современный, еще до сей минуты живущий; факт в высшей степени прискорбный, но, тем не менее, важный; его нельзя игнорировать.

«Кузьмич» — крестьянин Федор Кузьмич Муховиков

Местопребыванием Кузьмича служит село Виловатово (Виловатое) , находящееся в 7 верстах от станции Марычевки Оренбургской железной дороги. Настоящее имя этого знахаря - крестьянин Федор Кузьмич Муховиков; у местных жителей он известен под именем дохтура Кузьмича. Кузьмич - уже 75-летний старик, высокого роста, видный, с умными и выразительными глазами; добродушный взгляд, при появлении сомнительно-больного, переходит в подозрительный. Носит русскую рубаху и длинный пиджак; на ногах по-стариковски - резиновые галоши на босую ногу: помягче и посвободней.

С публикой обращается небрежно, часто даже вовсе не обращает на нее никакого внимания и занимается своим делом, как будто в избе никого нет. Говорить всем ты. Имеет привычку заводить речь о докторах «не дающих ему покоя, подкапывающихся к нему из зависти и проч.». И тут же, как бы к слову, начинает рассказывать о разных случаях удачного излечения им болезней, о важных и знатных особах, бывших у него и о подарках, которые он получил от этих важных особ. Все эти жалобы и рассказы оканчиваются обыкновенно словами: «с больных я денег не требую; никого не завлекаю, тружусь для Бога и ничего не желаю людям, кроме пользы».

Прошлое этой своеобразной медицинской звезды покрыто мраком неизвестности; только у старожилов можно получить кое-какие сведения о том, откуда взялся Кузьмич и где он обучался искусству исцелять недужных. Муховиков - бывший крепостной доктора Шейна, специально занимавшегося изучением народных лекарств. Шейн держал постоянно при себе смышленого и расторопного Федьку Муховикова, как гоголевский Чичиков своего Петрушку.

Благодаря этому обстоятельству, сметливый Федька приобрёл много навыка в сортировке целебных трав, наметал глаз распознавать болезни по наружному виду и усвоил себе докторскую манеру обращения с больными. Одновременно с тем он смекнул, как выгодно быть доктором, и, после смерти своего барина, Федька начал потихоньку да полегоньку поить своих заболевающих односельчан разными травами.

Поил довольно удачно. Его потогонные настои помогали от простуды - господствующей болезни в деревнях. К нему начали стекаться и из окрестных деревень, и скоро Федька стал известен, как первый знахарь в уезде; его уже начали величать «дохтуром Кузьмичем» . Несмотря на то, что к Кузьмичу стекались сотни простолюдинов, он все-таки едва перебивался с хлеба на квас, потому что те, кого он лечил, были такие же бедняки, как и он сам.

Не пользовался Кузьмич и громкою известностью, потому что пациентами его были односельчане и окрестные жители; а известно, что никто не пророк в своем отечестве, или, иначе сказать - никто не велик перед своим лакеем, как выразился Наполеон I. Но достаточно было приехать в с. Виловатово 10-15 «господам», оставшимся довольными лечением Кузьмича - и он стал известен; однако достатком был все еще скуден и едва влачил свое жалкое существование.

Но лет 5 - 6 тому назад случилось маленькое происшествие, имевшее большие последствия. В с. Виловатове побывал проездом с самарских кумысов корреспондент одной из больших столичных газет и оповестил на весь мир, что в этом селе живет такой-сякой, лечит травами без вреда организму и т. п. Корреспонденция произвела магическое действие: о Кузьмиче узнала вся Россия.

Слава его начала расти не по дням, а по часам; народу в Виловатово повалило видимо-невидимо. Ничтожная станция Марычевка начала наполняться пассажирами, тогда как прежде никто на эту станцию не ездил, и построена она только для снабжения паровозов водою и дровами. Марычевка обратилась в какой-то лазарет, где на полу и на платформе лежали массы больных, ожидающих поезда; у станции явились извозчики, о которых прежде и помину не было.

В Самаре начали прикрепляться к поездам вагоны до Марычевки, специально с пассажирами к Кузьмичу. В 1882 г. число таких пассажиров превысило 12.000, столько же ехало и обратно; так что по временам на станции происходило столпотворение вавилонское, для устранения которого железная дорога вынуждена была ее расширить, ремонтировать и устроить буфет.

Вот данные о деятельности ст. Марычевка, заимствованные из отчета правления железной дороги:


Из этого видно, что, с увеличением популярности Кузьмича, усиливается и деятельность станции, а число прибывших на нее пассажиров увеличилось в один год более чем вдвое; и что каждый пассажир имел в среднем менее 1/10 пуда оплачиваемого багажа. Следовательно, все ездили в Марычевку налегке, как обыкновенно ездят к доктору.

По доходности от пассажирского движения Марычевка занимает 8-е место на всей линии железной дороги, что объясняется только близостью резиденции Кузьмича, так как ни сама станция, ни окрестности ее, не представляют торговых и промышленных пунктов.

Нахлынувшая к Кузьмичу масса больных смущала его в первое время; старик отказывался принимать. Но потом «обошелся» и начал лечить всех без исключения и от всех болезней, тоже без исключения. Прогрессивно возрастающее число посетителей дошло до того, что прежнее жильё Кузьмича оказалось тесным, и он выстроил новый большой дом, специально для приема больных; а сам живет в обыкновенной крестьянской избе, довольно уже ветхой и мало отличающейся от соседних мазанок.

К чести старика нужно отнести, что он не корыстолюбив: с бедных он не берет денег; с военных, хотя берет, но неохотно; от купцов и людей, на вид достаточных, принимает что дадут.

Не имея теперь, на старости лет, покоя ни днем, ни ночью, он уже молит Бога, чтобы его поменьше посещали.

К чести старика нужно отнести, что он не корыстолюбив: с бедных он не берет денег; с военных, хотя берет, но неохотно; от купцов и людей, на вид достаточных, принимает что дадут. От красненьких и более крупных ассигнаций отказывается, говоря: «на что так много!», но все-таки получает бумажку, кладет ее не в карман, а на видном месте.

После приема больных ассигнации раскладываются по сортам. Говорят, что у Кузьмича лежит в одном из самарских банков 150 тыс. руб., но удостовериться в справедливости этого мне не удалось. Напротив, приходилось слышать, что Кузьмичу нечем будет прокормить свою большую семью, если он бросит знахарство. И действительно, трудно допустить, чтобы 75-летний старик, не нуждающийся в куске хлеба, сталь добровольно мучиться с утра до вечера, принимая ежедневно от 50 до 150 человек.

В том числе постоянно находятся такие личности, которые специально приезжают к Кузьмичу для того, чтобы поглумиться над ним, обругать его шарлатаном, обманщиком и т. п. эпитетами. Добродушный старик обыкновенно в этих случаях плачет, но никогда не ответит ни одним грубым словом. И эти грошовые герои не стыдятся потом рассказывать о своем героическом подвиге, о своей победе над беззащитным стариком!

Возможно предположение, что Кузьмич принуждает себя к непосильному труду ради жадности к деньгам, но этого то качества у него и незаметно: полученными от купцов и господ рублями он нередко делится с бедными, которые, истратив на поездку к нему последний грош, не имеют уже средств ни уехать домой, ни прокормиться в дороге. Так что слухи о богатстве Кузьмича более чем сомнительны.

А что от него кормятся многие и очень многие - в том нет сомнения. Сотни окрестных крестьян, стесненные малоземельем, нашли себе заработок в перевозке пациентов Кузьмича. Его односельчане тоже открыли новые промыслы: одни подают самовар, другие сдают квартиры приезжим, третьи сбывают выгодно молоко, яйца и т. д. Немало народу занято летом собиранием трав на арендованных Кузьмичом полях.

Само собою разумеется, что без наезжих эксплуататоров дело не обходится: на Марычевке явился буфет и буфетчик, который за дорогую цену кормит всякой дрянью, пользуясь тем, что кроме станции негде достать горячей пищи; он же продает и фотографические карточки Кузьмича, взимая за каждую по 50 коп.

Способ лечения Кузьмича одинаков от всех болезней. Он берет правую руку больного, щупает ее до плеча: этим оканчивается диагноз, и на вопрос больного: «Ну что, Федор Кузьмич?» получается лаконический ответ: «у тебя то-то (название болезни). Дамам он часто говорит: «у тебя невры ». Назвав болезнь, Кузьмич вручает больному бутыль, наполненную травным настоем, и велит пить ему утром и вечером по рюмке. Никаких вопросов о прежней болезни, никаких заметок о больном на случай, если бы он пожелал опять обратиться к Кузьмичу - ничего подобного.

Очень часто болезни определяются довольно верно. Да иначе и быть не может, потому что ревматизм, простуда, нервы и женские болезни, как известно, недуги самые распространенные и притом трудно поддающееся лечению. Одержимые этими недугами и составляют главный контингент пациентов Кузьмича, так что ему поневоле приходится совершенно верно называть их.

При том полувековая практика тоже не пропала даром, и он, насмотревшись на больных еще с молодости, приобрел навык распознавать болезни по наружному виду больного. Некоторые больные сами начинают рассказывать о своих болезнях, но Кузьмич не слушает, резко прерывая: «я знаю твою болезнь». Не редко являются к нему целые толпы баб и мужиков. Не помещаясь в приемной комнате, они сидят на дворе и у крыльца, ожидая пока всех «господ» отпустят.

Кузьмич никому не отказывает, и после осмотра 50 - 60 человек приезжих, еще имеет терпение принимать свою братию, совершенно также как принимал господ, без всякого лицеприятия; каждому вручает по бутыли и говорит: «с Богом!» Все целительные средства Кузьмича от внутренних болезней заключаются в настое разных трав, с действием которых на организм человека он достаточно ознакомился в течение своей 50-летней практики.

Для наружных болезней имеется какая-то мазь. Настой его был подвергнут анализу врачебным отделением Самарского губернского правления, о чем составлен особый акт, который гласит, что «никаких вредных примесей не оказалось». Но из каких именно трав он составлен, в акте не упоминается*)

Видеть Кузьмича можно только в его резиденции, с. Виловатове, где он живет безвыездно, не смотря ни на какие обещания и приглашения. Не соблазняют его даже большие куши денег. «Новое Время» передает такой факт: недавно Кузьмич получил от одного лица телеграмму из Кяхты в 212 слов, в которой лицо это, описывая подробно болезнь свою и жены и высылая 2 т. руб. на дорогу, переводит через государственный банк 10 т. р. за визит, лишь бы Кузьмич приехал в Кяхту на него взглянуть, ибо старость и болезнь мешают ему лично его посетить.**) Кузьмич не поехал, но лекарство выслал.

Тем, кто уже был у Кузьмича, или кто прислал только описание признаков своих болезней, он высылает лекарства по месту жительства, как жидкостью, так и в сухом виде. Прием его настоя производит сильную испарину и жжет во рту. Последнее происходит от того, что в бутыли он прибавляет помногу мятного масла, вероятно для запаха, или с целью затруднить распознание состава снадобья.

Кузьмич никому не доверяет варку снадобий, а делает это сам и без помощи других, и сам же разливает их по четвертным бутылям. Старику везде мерещатся враги, которые хотят впустить в его снадобья яду и упечь его за отраву людей под суд. Сбором трав занимаются сыновья Кузьмича, их жены и односельчане.

Сбор производится обыкновенно перед , а время после Иванова дня (июль и август), по словам Кузьмича, самое благоприятное для пользования его настоями, так как отвар из свежих трав действует сильнее. Раз в год он посылает своего старшего сына, за приправой к настоям в Самару.

Кузьмич, как лекарь, популярен не менее покойных Потапенко, жившего в Малороссии и, так называемой, «Вундер-Фрау», имевшей свое пребывание в просвещенной Германии.***) Не говоря уже о местных жителях и духовенстве, безусловно верующих в искусство Кузьмича и признающих за его настоями все исцеляющую силу. Но и помимо их к нему едут больные из самых отдаленных стран нашего отечества (даже из Иркутска).

Едут люди разных сословий, начиная с заслуженного генерала- подагрика и до последнего простолюдина. В приемной Кузьмича можно встретить и чахоточного, привезенного за несколько часов до смерти, и франтиху барыню, не знающую достоверно, какая у нее болезнь, и вполне здорового, жирного купца, чающего исцелиться от икоты. В той же приемной толпятся старики и молодые, ожидающие чудодейственного исцеления от слабости, которую не могло побороть ни воздержание, ни лечение.

Здесь же можно встретить и характерные казанские типы: старую деву, помешанную на приличиях, вдову, мнящую себя аристократкой на том основании, что ее сестра была замужем за генералом, строгую Диану в чепце, представляющую собой олицетворенную мораль, сплетницу из высшего казанского общества, превратившуюся в сморчок, местного казанского ловеласа с неизбежным пенсне и юркими еврейскими манерами, сотрудника Биржевого Листка, загребающего из редакции по 2 коп. за каждую строку, наравне с водоливом (старшим рабочим на барже), которого писания наполняют всю первую страницу этой газеты, гласного земства и думы, изображающего собой никогда не умолкающую говорильную машину, казанского «мотылька», которого специальность разговаривать с дамами и натирать полы во время балов и вечеров, кандидата на что-то и куда-то, вечно чающего движения.

Да мало ли кого не встретите в ассамблее Кузьмича! Жаль только, что до сих пор не догадается редакция какого нибудь сатирического журнала учредить в Виловатове особое бюро, состоящее из фотографа, стенографа, карикатуриста и статистика. Какой богатый материал доставило бы это бюро и бытописателю современных нравов, и будущему историку. К Кузьмичу едут и такие, которые лечились у Боткина, Захарьина и др. знаменитостей, ездили несколько раз за границу, перебывали там у всех знаменитостей и, не получив исцеления явились в Виловатово.

На каждом пароход, идущем вниз по Волге, вы наверно встретите несколько человек, едущих до Самары, но никто из них не сознается, что едет к Кузьмичу, и каждый думает обмануть другого. Один едет в Самару по делу, другой - к другу или подруге, третий направляется будто бы в Оренбург и т. д. Но все они, какими-то судьбами, доезжают до ст. Марычевка, где и высаживаются. Тут же оказываются и такие, которые на пароходе объясняли, что едут до Саратова.

Случаются субъекты, которые даже и в Марычевке продолжают мистификацию. Вооружившись моноклем, такой субъект (неизбежно либерал) протяжным козлиным голосом поясняет, что едет в Виловатово специально с целью посмотреть, что это за птица Кузьмич, чтобы продернуть его в газетах, а вместе с тем и обличить нашу невежественную публику и т. д., и т. д.

«До чего Кузьмич популярен - говорится в одной заметке Нового Времени - видно из того, что минувшей весной кем-то в газетах был пущен слух о его смерти, и начальник Марычевской станции начал получать чуть ли не изо всех городов России телеграммы и письма о жизни и здравии знахаря. Число их было так велико, что если бы начальник станции пожелал лично отписываться, то ему пришлось бы бросить службу и предаться только удовлетворению любознательных пациентов. Поэтому он на сотне бланков подписал свою фамилию, составил раз навсегда текст и поручил телеграфистам отвечать на все эти вопросы».

И эта громкая слава Кузьмича, как лекаря, создана не простыми и темным людом, а людьми состоятельными, которые лечатся одновременно и у медицинских знаменитостей, и у Кузьмича. Некоторые казанские врачи, к которым стекаются летом больные из приволжских губерний, зная это обстоятельство, советуют своим пациентам повременить приемом кузьмичевского снадобья до окончания правильного лечения; но этот совет часто не исполняется, и больной, не видя облегченья, бранит и Кузьмича, и казанских докторов.

Отдаленность местожительства Кузьмича от Казани вводит больных в излишние расходы и беспокойства: надо побывать и там, и здесь. Это дало повод одной из местных газет сострить над публикой и Кузьмичом в том смысле, что не мешало бы де предложить Кузьмичу кафедру в казанском университете. Несомненно, что для больных это было бы большое удобство. Но препятствие в том, что Кузьмич из Виловатова ни за что не выедет, а переводить в это село университет едва ли удобно.

Читатель по всей вероятности спросит: что же Кузьмич - чистейший шарлатан, или он действительно исцеляет от многих болезней? Ответить на это категорически довольно трудно. Во многих болезнях настои Кузьмича производят благотворное действие. Это, несомненно, и подтверждается показаниями многих его пациентов и тем обстоятельством, что к нему обращаются по нескольку раз лица, лечившиеся у него раньше.

В каждом приволжском городе найдется десяток-другой больных, которые пьют его настои и чувствуют себя лучше, и это понятно ввиду того обстоятельства, что кузьмичевские настои делаются из свежих трав, а потому и производят более сильное действие, чем некоторые лекарства, приготовляемые из трав, иногда несколько лет пролежавших в аптечных складах. Не отвергают это и врачи. Да и всякий легко может убедиться, насколько долголежалая трава теряет свои первоначальные свойства. Самую простую траву ромашку, взятую из аптеки, иногда невозможно принять за ромашку.

Сам Кузьмич говорит, что он может помочь только от груди, ревматизма и простуды, а «в других болезнях - как Бог даст».

Но силен этот самозванец-доктор тем, что его лекарства дешевы и безвредны, чего нельзя сказать про аптекарские средства.

Больной почти ничем не рискует, а между тем, видя примеры, уповает на излечение своего недуга. Упование человека, лечившегося много лет и у многих докторов, иногда переходит в твердую веру в искусство Кузьмича. А вера в доктора и его средства, как известно, самый лучший друг больного, самый могущественный двигатель на пути к выздоровлению.

Все, что сказано раньше о целительном действии кузьмичевских настоев во многих болезнях, может оказаться несправедливым по отношению к настоящему времени , когда к Кузьмичу начали стекаться десятки тысяч больных. Является сомнение: возможно ли достать 10-20 тысяч пудов лекарственных трав, которые не растут в таком количестве, как простая трава и которые могут быть собираемы, пожалуй, возами, но никак не сотнями стогов, как это делается на арендуемых Кузьмичем полях?

По всей вероятности, десятки ведер, ежедневно расходуемых настоев, приготовляются из простого сена. Такие настои, понятно, насколько безвредны, настолько же и бесполезны. Ясное дело, что сама публика лишила Кузьмича возможности приготовлять настои исключительно из лекарственных трав, и сама публика едва ли не довела его до чистейшего шарлатанства. Такое мнение довелось мне слышать от одного из самарских старожилов, знакомого с прошлым Кузьмича.

Впрочем, не будучи специалистом и не производя анализа кузьмичевских снадобий, я не решаюсь сказать что-либо за или против; одно только могу заявить положительно, на основании известных мне лично примеров, что, кроме навара из простого сена, Кузьмич дает настои трав, которые действительно имеют целебные свойства, свойства, по-видимому, неизвестные медицине.

Несомненно, что если бы наши врачи подвергли научному исследованию народные лекарственные средства, которыми теперь располагает Кузьмич и другие знахари, то медицина обогатилась бы новыми средствами для борьбы с болезнями.

*) Между прочим, туда входит, по исследованию проф. Сорокина, растение красный плакун (Lythrum. Sabicaria); в народе употребляется от тоски. когда на сердце тяжело. Вместе с чертополохом и др. травами дается от порчи для излечения кликуш (К. Б. Л. 1882 г. .No, 63).

**) Сомневаясь в действительности переданного Новым Временем факта, я наводил справки. Оказалось, что лицо, предлагавшее Кузьмичу 10.000 р - П. Я. Н-н, известный золотопромышленник и чайный торговец, владеющий состоянием более, чем в 30 мил. Болен был не он, а его жена, для которой, одновременно с Кузьмичом, приглашался из Японии тоже известный японский знахарь.

***) Потапенко оставил состояние в 300 тысяч и завещал его на благотворительные цели. Популярность наших знахарей, вроде Потапенко и Кузьмича обыкновенно объясняется невежеством и глуповатостью большинства русской публики. Но чем объяснить всесветную известность старухи Вундер-Фрау, к которой стекались не одни наши соотечественники, зачастую тратившие на поездку к ней свои последние гроши, а к ней приезжали тысячами немцы, французы и даже англичане?

Похожие статьи