Конспект занятия «Путешествие по шахматной стране. План - конспект вводного занятия по шахматам:"Сказочная страна шахмат"

Мария Корякина
Конспект занятия по шахматам в старшей группе

Конспект занятия по шахматам в старшей группе .

Разработка воспитателя Корякиной Марии Васильевны.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат , привить им любовь к древней и мудрой игре.

2. Разносторонне развивать ребенка, способствовать его умственному развитию.

3. Закрепить ориентировку в пространстве : направо, налево, спереди, сзади.

4. Обогащение словаря : ферзь, король, ладья, пешки.

Материал :

Демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, чудесный мешочек, 2 подноса, картинки, дидактический материал, магнитные фишки, шоколадные конфеты, разноцветные шары, напольная шахматная доска , шапочки фигур.

Ход занятия:

Звучит сказочная спокойная музыка. Под музыку заходят дети и воспитатель. Воспитатель : Дети, начинаем занятие по шахматам . (Вдруг кто – то стучится в дверь.)

Воспитатель : Дети, кто – то стучится в дверь. Давайте откроем.

(Заходит Незнайка.)

Незнайка : Здравствуйте, дети! Я Незнайка. Куда я попал, в какую страну меня пустили?

Воспитатель : Незнайка, ты попал в Страну шахматных чудес . Наши дети тут учатся играть в шахматную игру . Пожалуйста присаживайся здесь.

Незнайка : Дети, я не знаю ни названия, ни расстановку шахматных фигур , пожалуйста повторите, может я запомню что-нибудь.

Воспитатель : Дети, поможем Незнайке узнать фигуры. (Да.) Сначала давайте повторим названия шахматных фигур (повторяют) .

Молодцы дети, скажите пожалуйста сколько пешек должны быть в каждой команде? (По 8)

Воспитатель : Кто подойдет сюда и посчитает пешки. (Подходит ребенок, берет указку и считает чёрных пешек.)

Воспитатель : Незнайка, ты запомнил? (Да-а)

Воспитатель : Незнайка, мы познакомили тебя с шахматными фигурами . А теперь покажем тебе, как они должны стоять на шахматной доске . (В комнате заранее разложена напольная шахматная доска . После объяснения воспитателя ребенок-фигура находит свое место на напольной доске.)

Незнайка, запомни пожалуйста, во главе чёрной армии стоит гордый Король. С правой стороны стоит его правая рука – Королева, т. е. Ферзь. Потом Слоны, дальше стоят Кони, а на самом краю доски стоят Ладьи-охранники, похожие на башни, они укрепляют границы своего Королевства. А перед фигурами стоят пешки – пехотинцы, солдаты своего Короля.

Воспитатель : Незнайка, ты запомнил какая фигура где стоит? (Да, запомнил.)

Физминутка : подвижная игра «Живые фигуры» .

Воспитатель : Дети, отгадайте пожалуйста загадки :

1. Кто самый главный в шахматной игре ? (Король) Показываю картину Короля.

2. А самая быстрая и сильная фигура кто? (Ферзь) (Показываю картину Ферзя.)

Незнайка, запомни, пожалуйста, Королеву в шахматной игре называют Ферзем. Про Ферзя люди придумали такую поговорку : «В начале игры Ферзь любит свой цвет» . Значит в начале игры белая Королева стоит на белой клетке, а чёрная Королева на чёрной клетке.

3. Если пешка дойдёт до последней линии в кого может превращаться? (в любую фигуру) . Правильно дети, вот посмотрите на эту картину - «Девочка-пешка» мечтает стать Королевой.

4. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это кто? (Конь) Прыжок Коня подобен букве «Г» или на хоккейную клюшку. Кто подойдёт сюда и покажет ход Коня фишками на магнитной доске. Дети, запомните если Конь стоит на светлой клетке, то должен наступить обязательно на тёмной клетке. А если стоит на тёмной клетке, то наступает на светлую клетку.

Воспитатель : Давайте поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек» (на ощупь должны найти фигуру) .

Незнайка, теперь наши дети споют тебе песню «Шахматная страна » .

На свете есть чудесная страна,

И зовётся шахматной она .

Который век, наперекор столетьям,

Живёт и здравствует мудрейшая игра.

Каждую фигуру ты запомни,

Это твои верные друзья.

В шахматы играть вы научитесь ,

Это ведь гимнастика ума!

Незнайка : Спасибо, дети! Я очень рад, что попал в эту загадочную удивительную Страну шахматных чудес . Мне нужно идти, приду к вам в следующий раз научиться играть. За то, что вы познакомили меня с шахматными фигурами , я угощаю вас конфетами. (Угощает) До свидания! (Дети прощаются с Незнайкой) .

Воспитатель : Дети, на этом наше занятие заканчивается . Сегодня мы познакомили Незнайку с шахматными фигурами . В следующий раз мы научим его играть в шахматы . Спасибо всем.

Публикации по теме:

Как можно провести турнир по шахматам В конце года неплохо провести турнир на личное первенство всей группы: девочки и мальчики играют вместе по круговой системе. Можно разбить.

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект познавательного занятия в старшей группе Цель: создание условий для развития социально-коммуникативных умений. Задачи: - обучающие: развитие культуры общения и взаимодействия ребенка.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Сказочный мир театра – я в нем художник» План занятия. 1. Экскурсия в театральную комнату (краткая беседа -2-3) 2. Просмотр музыкального.

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»

План – конспект

вводного занятия

по шахматам

«Сказочная страна шахмат»

Тренер – преподаватель по шахматам

Юртаев Газинур Ринатович

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Задачи.

    Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

    Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Газинур Ринатович, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.


Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной и игровой форме быстрее освоить все основные шахматные понятия и правила. Порядок страниц презентации соответствует поурочным разработкам для учителя И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Использованы материалы из учебников и пособий И. Г. Сухина и дополнительных источников: И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», В. В. Князева «Азбука шахматиста», сказка и стихотворение моего собственного сочинения. Пусть это пособие будет Вам в помощь! Елена Юрьевна Лобачева МОУ «Кисловская СОШ»


Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!








Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска, А ряды фигур точёных – деревянные войска. Люди их передвигают, коротая вечера, Люди в шахматы играют – интересная игра! Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки, в чёрно- белый этот край. Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда! Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, И, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и побеждать!










Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.


Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.


Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!








Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – ты больше вниманья ферзю удели.






Конь Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок!




Пешка Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзём, ладьёй? Может быть, конём? Как решать вопрос такой, мы потом поймём.




Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, не очень проворен король– старина. не очень проворен король– старина. Зато начеку королевская рать – должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не смогли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!






Шах На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах – пустяк? Короля-владыки честь войску дорога – посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути – короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть? не сумеет ли король в сторону шагнуть?


Мат В бой ты ведёшь деревянную рать, ну, а умеешь ли мат объявлять? Мат – это шах, при котором, учти ты, у короля никакой нет защиты. Шах, от которого не отступить, шах, от которого нечем закрыться, нечем фигуру грозящую сбить, и с поражением нужно смириться. Мат – торжество атакующих сил, мат – цель игры, мат – сраженья конец. ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!




Рокировка Рокировать можно: 1. Король и ладья в этой партии ещё не сделали ни одного хода. 2. Между королём и ладёй нет других фигур. 3. Король не стоит под шахом. 4. Поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника. 5. После рокировки король не окажется под шахом.


Шахматная партия Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой – делаем свой ход очередной. А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик. Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой. Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает. А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну. И дают приказ своим солдатам – постараться кончить дело матом.


Шахматная партия Правила поведения при игре в шахматы. Играть надо молча, не спеша. Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно). Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. Нельзя мешать партнёру думать. Нельзя подсказывать игрокам. Не следует произносить вслух «шах» и «мат». Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям). Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Пешки раз, и раз, и раз – Конь получится как раз. Пешка раз, и два, и три – На слона теперь смотри. Восемь пешек смелых ряд – Боевой у нас отряд! Раз присели, два присели – Восемь пешек одолели. Шаг вперёд шагнули вместе, Шаг назад – и мы на месте.


Цена фигуры Давным-давно в Шахматном королевстве задумали фигуры помериться мощью своей и решить: «Кто же самый могучий?» Договорились, что самая маленькая и бесстрашная Пешка будет всех взвешивать, чтобы ей не так обидно было! Сел Слон, и чтобы его уравновесить пришлось на другую чашу шахматных весов усадить ТРИ Пешки! Подошла очередь Коня. И опять ТРЁХ Пешек хватило! Уселась Ладья. Пришлось звать на помощь ПЯТЬ Пешек! Наконец и Ферзь до весов добрался. ДЕВЯТЬ Пешек потребовалось! Вот с тех пор и называют СЛОНА и КОНЯ лёгкими фигурами, а ЛАДЬЮ и ФЕРЗЯ – тяжёлыми.


Цена фигуры У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость ТРИ! В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится ПЯТЬ! А у Ферзя большая цена: ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! Пешка-малышка стоит ОДИН, Пешка-малышка стоит ОДИН, А поле пройдёт, и она – господин!


Название занятия: Шахматный король

Класс: 1 класс

Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.

Задачи:

    Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».

    Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.

    Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.

Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, карточки со словами, компьютер, медиапроектор, ноутбуки, игра «Лабиринт» на карточках, словарные слова, цветные карандаши, схема «Возможные ходы короля», картинки (солнышко, дождик, облачко) для рефлексии, короны для королей.

Прилагаемые медиаматериалы:

    видеоролик «Шахматное королевство»;

    электронное пособие «Шахматная страна».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

    Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся/Пер. с чеш. Е.И. Ильина, Н.Н. Попова; Ил. К. Франты.- М.: Просвещение, 1983. – 128с., ил.

    Монтированный видеоролик оригинальной версии мультфильма «Гамбит» режиссёра Якова Сморгонского, производства «Анимафильм».

    Сухин И.Г. Шахматы, первый год обучения. В 2-х частях. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

    Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.- 120с., ил.

    Электронное пособие «Шахматная страна», автор Клещёва Г.В., учитель информатики МОУ «Медведская ООШ» Щучанского района.

    Мелодия «В гостях у сказки».

    «Дискотека с Машей» песня из мультфильма «Маша и Медведь» «Про следы» (минусовка).

    Физкультминутка о ходах короля.

    Изображения короля, ходы

ХОД УРОКА:

1 .Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы

Узнавать и рассуждать, Обязательно играть! Ученик читает стихотворение:

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны. -Что же это за страна?(Шахматная срана) .

2.Повторение ранее изученного.

Ребята я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Хотите отправиться туда? Но перед путешествием для начала мы должны пройти подготовку.

Но для начала вспомним героев этой страны.

Помогут в этом нам загадки и игры.

- ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК » Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске

А вы должны не только отгадать загадки, но и вспомнить. в каком домике живёт каждая фигура и поселить её в нужное место.

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.

(Пешка )

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.

(Ладья )

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не водит.

(Слон )

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь )

Эта фигура выбирает свой собственный цвет - белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур (Ферзь)

Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахматную доску.

Дети поочерёдно выставляют свои фигуры на шахматную доску. А УЧИТЕЛЬ – НА ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ДОСКЕ. -Молодцы! Ребята, посмотрите,какой фигуры не хватает не шахматной доске? (Короля)

Правильно! ? От кого зависит спокойствие в королевстве? Ребята, а кто правит в шахматном королевстве? (Король )

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Тема нашего занятия «Король». Мы познакомимся с королем и его ролью на шахматной доске

3. Изучение нового материала.

(Тема крепится на доску ) А для этого мы оправляемся в Шахматное королевство,чтобы больше узнать о короле.

- А что вы знаете о короле?

- Посмотрите на шахматную доску. Могут ли начать сражение фигуры? (нет ) Почему? (нет королей ) А сколько королей на шахматной доске? (Изображения королей крепятся к доске ). Где стоят короли? (e 1, e 8 ) Покажите на магнитной доске.

Молодцы! Жители Шахматного королевства приветствуют нас и хотят с нами познакомиться, а для этого они нам прислали письмо, в котором рассказывают интересную историю. А про кого – вы мне ответите на вопрос после прослушивания сказки. УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ:

« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

- Вы внимательно слушали сказку.Кто герой сказки? - Как жили между собой королевичи? Кто помирил их? - Мы продолжаем путешествие по шахматной стране, чтобы больше узнать о короле обратимся к электронному пособию и попадём в гости к космическому пришельцу Шахматной страны Динозаврику, который хочет нам рассказать много интересного про шахматного короля. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМ ДИСКОМ «Динозавры учат играть в шахматы». КОРОЛЬ Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей - вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой. Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар. Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят - ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король - самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения. Весьма значительную роль (ЧИТАЕТ СТИХ УЧЕНИК) Играет в шахматах король. Но больно тихий он ходок: Всего по клетке за разок! Как ходит король Стрелками показано, накакие поля может пойти каждый из королей. Видно, что в центре доски белому королю доступны 8 полей, а на краю доски черному ко- ролю - лишь 3 поля. Как рубит король Стрелками показано, что белый король может срубить черную пешку, а черный король - белую ладью. Короли стоят напротив друг друга через одну клетку. Три соседних поля между ними по 5-й горизонтали - запретная зона для королей. Здесь королям недоступны два поля. -Ну а сейчас подошло время отдохнуть.

4. Физкультминутка (под музыку)

Если нарисовать одновременно все возможные ходы короля, то рисунок будет похож на солнышко. Я предлагаю с помощью движений рук изобразить это солнышко и согреть весь мир.

Руки вверх по вертикали,

Руки вверх по диагонали,

Руки в стороны по горизонтали,

Руки вниз по диагонали,

Руки вниз по вертикали.

Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Игра в шахматы тесно связана со спортом. Многие чемпионы мира по шахматам увлекаются разными видами спорта.На сколько вы сильны, быстры и ловкие, мы сейчас проверим.Я объявляю эстафету: «Перенеси фигуры».

Видно, что вы все в хорошей физической подготовке, поэтому можем смело

5.Практическая работа. Закрепление изученного материала.

Продолжаем наше путешествие. Жители шахматной страны предлагают нам игры.Бьют короли, так же как и ходят: любую фигуру на соседней клетке. Попробуем!

Игра «Кто быстрее?» Практическая работа в парах Отработка навыков при выполнении практического задания. Дети играют друг с другом королями на уничтожение. Внимание! Объявляется репетиция дуэли черного и белого короля! Результаты по истечению трех минут. В игре два короля. «Игра на уничтожение». Занять исходные позиции. Начали! По истечении трех минут обмен опытом. Вывод: черный король и белый король не могут представлять друг другу угрозы так как не могут атаковать друг друга.

В игре участвуют два ребенка: два короля – черный и белый. Задача королей взять все фигуры противника, и не попасть под удар самому. На индивидуальных шахматных досках за отдельными столами каждый ученик подходит к номеру своей доски – проверяет учитель у каждого индивидуально. Задача: белым королем побить все черные фигуры.

-А сейчас объявляется музыкальная пауза. Давайте покажем свои таланты нашим гостям. ЧАСТУШКИ 1. Черно-белая доска - Родственница сетки, Бело-черные цвета Чередуют клетки. 2. Пешка – маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. 3. За шеренгой пешек в ряд Выстроился штаб: Ферзь, король, ладья и конь Рядышком стоят. 3. Конь с ЖЕ- 2 на KА -4 Ходит буквой “Г”, Через головы скакать Может он вполне. 4. Слон наискосок идет, Только прикажи. В плен противник попадет, Вставший на пути. 5. Лодка армии – ладья Плавает легко Влево, вправо, взад, вперед, Прямо как в кино. 6. Очень важная фигура В шахматном мирке - Ферзь! Его кандидатура Принята везде.

7. И последняя фигура – Шахматный король. Быть особенно он должен Защищен тобой. Ученики читают стихи: 1 .Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь, дружок, Что в силах он сделать не шаг. а шажок. 2 .Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен король –старина. Зато на чеку королевская рать – Должна короля она оберегать. 3. Ведь если б король беззащитный погиб, Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске важнее вождей!

Подведение итогов занятия - тест по теме «Король» - каждому ученику раздаются полоски (Приложение 9) и по два цветных карандаша.

- Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству. У каждого из вас есть полоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «Да», то закрашиваете квадрат красным карандашом, если – «Нет» - синим.

Согласен ли ты, что:

1) король – самая высокая фигура? (да)

2) можно ли побить короля? (нет)

3) на шахматной доске два короля? (да)

4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)

5) из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

6) черный король может побить черного ферзя? (нет)

7) может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)

8) может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет)

На что похож рисунок? (На горизонталь или вертикаль шахматной доски – словарная работа со словами.

Молодцы. Все хорошо работали. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать! »

Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве? »

Дети: Да, понравилось!

Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Мы возвращаемся из Шахматного королевства и приземляемся на цветочной поляне.

Наше путешествие, ребята, подходит к концу. И мне интересно знать какое настроение у вас осталось после путешествия, а от нашего настроения зависит погода в шахматном королевстве (Учитель кратко поясняет значение картинок на доске.

- Проверим погоду? (Под музыку « Про следы» (минусовка) из мультфильма «Маша и Медведь» . к аждый ученик подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и крепит на шахматную магнитную доску )

Всё отлично; – все хорошо;
- есть вопросы.

План-конспект открытого занятия по шахматам.

Название объединения: ОДОД «Шахматы»

Фамилия, имя, отчество педагога: Сорина Майя Михайловна

Название реализуемой программы: «Шахматная страна» (1год обучения)

Программа рассчитана на детей 6-8 лет

Тема занятия: Знакомство с шахматами. Правила игры.

Дата проведения 04.09.2011 г.

Место проведения ОДОД ГБОУ СОШ шк 481 Кировского района СПб

Цель занятия:

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат..

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. выработать навык работы с шахматной доской;
  2. научить расставлять начальную позицию.

Развивающие:

  1. способствовать развитию памяти, внимания;
  2. развить логическое мышление;
  3. развить творческую активность.

Воспитательные:

  1. воспитать навыки работы в коллективе
  2. повысить шахматную культуру
  3. побудить к стремлению к успеху через труд.
  4. выработать позитивное отношение к процессу обучения
  5. выработать навык работы в обучающей игре.

Оборудование:

  1. шахматные доски с фигурами;
  2. демонстрационная доска;
  3. компьютер;
  4. проектор ;
  5. файлы со слайдами и фильмами

1 этап. Вводный (5 мин).

Знакомство с шахматами. Приглашение в путешествие по шахматному королевству.

Задачи:

  1. заинтересовать;
  2. активизировать внимание;
  3. настроить на новую тему;
  4. создать сказочную обстановку.

2 этап. Основной (30 мин).

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат.

Задачи:

  1. дать представление о правилах игры
  2. дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.;
  3. выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
  4. выработать навык работы с шахматной доской
  5. научить расставлять начальную позицию

Основного

этапа

Методы, приемы действия

Дидактический материал

Результаты знаний, умений, навыков

педагог

дети

Объясн.

нового

матер-ла.

Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны» в сказке. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность шахматной игры.

Внимательно слушают сказку. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога

Демонст-

рационная доска, шахматы, компьютер,

файлы со слайдами и фильмами.

Отслеживают-

ся по наблюдениям педагога, уст-

ным ответам детей, работе детей на индивидуаль -ных досках, правиль-

ности выполнения заданий для самостоятель -ной работы.

Закрепление матер-л

Объясн.

нового

матер-ла.

Педагог напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить восточные сказки. Организует игру - путешествие по восточным и русским сказкам. Предлагает детям по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Некоторые аспекты истории шахмат, шахматные фигуры, правильные названия шахматных фигур. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.

Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои

Предположения. участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую фигуру встают и показывают ее педагогу.

Закрепление матер-ла

Физкультминутка 5 минут

Предлагает детям повторить пройденные шахматные фигуры, показав их определенными движениями.

Встают, называют хором шахматные фигуры и показывают их

движениями.

Закрепление матер-ла

Показывает детям презентацию «история шахмат»,

фильм «Шахматы с острова Льюис»

Отрывки из мультфильма

Василиса Микулишна (шахматы на Руси)

«Когда идет дождь» (китайские шахматы)

Смотрят фильмы и презентацию

Объясн.

нового

матер-ла

Объясняет новый материал. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Показывает правильное расположение фигур на демонстрационной доске.

Слушают объяснение педагога. Работают на демонстрационной доске.

Закрепление матер-ла

Дает задание по памяти или по образцу (в зависимости от изначальной подготовки детей) расставить начальную позицию.. Организует работу в парах на индивидуальных досках Контролирует работу детей, исправляет ошибки.

Работают в парах на индивидуальных досках.

3 этап. Итоговый (5 минут).

Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей. Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

  1. обобщить весь пройденный материал;
  2. дать эмоциональную оценку работы детей;
  3. настроить на дальнейшее успешное обучение.

Похожие статьи