Икона божией матери корсунская. Корсунская икона божией матери — где находиться, о чем моляться

Привезли в Россию святую икону Ефесскую «Одигитрию» в царствующий град Москву. Поставили драгоценную святыню в своих боярских палатах и устроили малую домовую церковь в честь принесенного образа Ефесской «Одигитрии».

Предание

История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения.

Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, - была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.

Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143-1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156-1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.

В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.

Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Cия икона, - сказано в рукописи, -написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны - супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских».

И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича.

В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни.

Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей - нижегородцев и из прочих стран - идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

Владыка Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от иконы исцеление, объявил всем нижегородцам, что это чудотворный и дивный образ. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», - сказал Питирим. Все велегласно откликнулись: все желаем, владыко, принять чудотворную икону. Даем обещание, владыко, кажнее лето приносить чудотворную икону в Нижний Новград. Архиепископ Питирим провозгласи: «…Будет в нашем граде великая радость о пришествии великой заступницы граду нашему, ей, братие, помолимся. Икона будет приноситься в Нижней Новград июля 10 дня в продолжение пребывания иконы по 15 сентября».

Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными мастерами.

Примечательно, что еще один список с этого образа также пребывал на Нижегородской земле, в мужском Благовещенском монастыре, и столь же таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительнейших пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Главная святыня Благовещенского монастыря была прислана туда чудотворцем Алексием, митрополитом Московским, как первосвятительское благословение новосозданной обители.

Помимо того в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.

Молитва

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Существует много знаменитых образов, которым присущи исцеляющие и прочие чудотворные свойства. Желающих помолиться у таких икон всегда толпы, люди приезжают ради них из других городов и стран, чтобы улучшить свое состояние. В этом материале я хотела бы предложить вам обзор иконы Корсунской Божьей Матери, получившей большую славу за счёт своих удивительных способностей.

Всего есть две версии, объясняющие, как икона Корсунской Богоматери оказалась на территории Российской Федерации.

Самая древняя легенда гласит , что святыню создал сам евангелист и она сохранялась в городе Эфес.

А девятого октября 988-го года копия с этого образа привезли из Корсуни в Киев (сделал это святой равноапостольный ) после его крещения, при этом образ стали именовать «Корсунская икона». Чуть позднее лик перенесли в город Новгород, а во времена правления Иоанна Грозного – Корсунская Божья Матерь оказалась в Москве – в Кремлёвском Успенском соборе, где её разместили за престолом (здесь она находится и по сегодняшний день).

Проводились многочисленные исследования, результаты которых относят Корсунскую икону к числу почти не изученных памяток старинной летописи, а изначальные упоминания про лик в истории датируются первой половиной семнадцатого столетия.

Данная икона по своему внешнему виду очень напоминает другие лики, к примеру, образ «Умиление». Эту святыню, изображающую Матерь Божью, почитают в качестве одной из первейших священных реликвий Успенского собора – больше, чем шесть веков икона находилась на его алтаре.

Но есть и второе преданье, рассказывающее о принесении Богородицы из Греции на территорию современной Российской Федерации в 1162-м году с помощью преподобной Ефросинии Полоцкой (днём её почтения считается двадцать третьего мая).

Святой в городе Полоцк была основана Спасская обитель, а чуть позднее – ещё один храм в честь Непорочной Девы. Когда же Ефросинии рассказали, что в Греции имеются лики, созданные евангелистом Лукой, то она послала много щедрых подношений правителю той страны – Луке Хризовергу, прося отправить ей образ.

Прошение было удовлетворено и святыню отправили в Россию из города Эфес. По дороге лик провозили через Корсунь и местное население изъявило желание оставить у себя икону на двенадцать месяцев, благодаря чему она и была названа Корсунской. Впоследствии лик был украшен Святой Ефросинией златом, серебром и драгоценностями и в 1173-м году его отправили в храм Богородицы. Там лик находился в течение больше, чем шестидесяти лет, демонстрируя свои удивительные исцеляющие способности.

В 1239-м году когда дочка Полоцкого князя Параскева готовилась к замужеству, она приняла решение забрать образ в город Торопец, где лик находился в Богородицком соборе и почитался в качестве чудотворного. Здесь Корсунская Божья Матерь совершила также достаточно чудес – в особенности можно выделить заступление Торопеца от атаки поляков в 1611-м году.

В 1917-м году чудесная реликвия была изъята большевиками и вывезена в город Ленинград. Впоследствии икона оказалась в Русском музее (Санкт-Петербург).

Святая икона Корсунской Божьей Матери известна и за счёт других своих списков, а именно: Исаакиевского собора (Петербург), Нежинской мужской обители (город Усмань), Павло-Обнорского монастыря (Вологодская епархия), Суздальско Спасо-Евфимиевого монастыря, Нижегородского Благовещенского монастыря и так далее.

Что изображено на иконе

Образ демонстрирует нам Деву Марию, нежно удерживающую своими руками младенца Иисуса, она трепетно прижимает его к своему сердцу. Становится понятно, какое огромное значение для неё имеет любимое дитя, насколько оно дорого для матери.

В глазах Богородицы можно наблюдать смесь восхищения, любви, нежности, доброты и тревоги за своего сына. Те представительницы слабой половины человечества, которым уже довелось столкнуться с муками появления на свет малышей, но они также прочувствовали всё счастье, когда малыш уже родился – отлично понимают особенности взгляда Девы Марии.

По этой причине одной из удивительных свойств лика можно назвать защиту и покровительство матерей и их малышей от патологий и любых негативных воздействий извне (порчи, сглазы и так далее).

Когда почитается Корсунская икона Богородицы

Двадцать второго октября у православных верующих существует традиция брать своих родных, близких, малышей и отправляться на службу в храм для поклонения чудесному образу Святой Богородицы.

Необходимо обязательно поставить свечку за здоровье, процветание и мир за всех своих родных и близких. Также обязательно читаются молитвы с акафистом, прославляется Заступница, потом следует обряд исповеди и причащения.

Считается, что двадцать второго октября Корсунская икона обретает двойную силу, и когда вы придёте в свою квартиру, сможете прочувствовать всю мощь лика на себе.

Обязательно в этот день проведите ритуал по очищению своего жилища от всякой нечисти, конфликтных ситуаций и наполните его радостью, добротой, щедростью, благосостоянием, любовью и прочими положительными эмоциями.

В чём поможет священный лик

Просить помощи у иконы Корсунской Богоматери вы можете как у себя на дому, так и в церкви. Самое основное условие – регулярность молитв и последовательность церковных обрядов.

Грешники, пренебрегшие Заповедями Божьими, которые ощущают за собой провинность, должны искупать свою вину, искренне вознося молитвы у образа Девы Марии.

При этом икона сможет помочь по таким проблемам:

  • проявить милость и отпустить грехи;
  • утешить тех, кто в этом нуждается;
  • облегчить страдания (телесные и душевные);
  • спасти заблудшие души;
  • исцелить от таких заболеваний, от которых, кажется, нет спасения в официальной медицине;
  • поможет получить чистосердечное покаяние в совершённых проступках.

В православных храмах, чтобы выразить свою благодарность Святой Деве Марии, практикуется воспевание акафиста Корсунского лика.

При этом акафист является очень серьёзным событием для верующих и священнослужителей. В песнях прославляют исцеляющую силу лика, христиане выражают радость за появление на свет Иисуса Христа и демонстрируют огромную любовь ко всем людям, желание заступиться за тех, кто слабее, немощнее.

Акафист составляют двенадцать икосов и тринадцать кондаков. Их должны читать в храме священники, а верующие в это время возносят свои искренние молитвы иконе.

Где можно приобрести Корсунскую икону?

Пожалуй, самый большой ассортимент икон и прочей церковной атрибутики на сегодняшний день можно найти в церковних лавках и православных интернет-магазинах.

Священный лик Корсунской Богородицы выполняется в различных вариациях и художественных стилях.

Кроме этого, икона может быть выполнена и самостоятельно – например, вышита из бисера (или как вариант приобретение уже готовой вышитой иконы). Такие необычные иконы, декорированные с помощью дополнительной фурнитуры, представят собой идеальный вариант, которым вы сможете украсить свой домашний красный уголок (то есть место, где в доме обычно расставляются иконы).

Теперь вы ознакомлены с основными чудотворными свойствами Корсунской иконы, плюс знаете, где её купить. Хочется напоследок ещё раз напомнить, что обращение к любой иконе (или другой святыне, Высшим силам) предполагает наличие у вас искренней веры в то, чему вы молитесь и отсутствие любых сомнений. Только в таком случае ваши просьбы и желания действительно смогут стать реальностью.

А напоследок хочу предложить вам просмотреть видео, в котором приводится молитва-обращение к Корсунской Божьей Матери:

В каждом доме где живут православные, имеется хотя бы одна икона Богородицы. Есть такие образы, которые связаны именно с Россией. Корсунская икона Божией Матери была принесена из Херсонеса после крещения Руси. Она признана чудотворной, является культурным наследием всего человечества.


История написания

Относится к типу «Елеуса» (как и «Владимирская»), согласно церковной легенде, была скопирована с оригинала, написанного евангелистом Лукой (однако, если верить преданиям, он написал чуть ли не каждую вторую икону Царицы Небесной). Чтить надо не иконописцев и происхождение, а саму Божию Матерь, образ может быть любым - лишь бы не нарушал канонов.

Корсунская Икона Божией Матери сменила много мест пребывания:

  • Первоначально князь принес ее из Корсуни в Киев;
  • Затем была отправлена в Новгород;
  • После этого оказалась в Успенском соборе Москвы.

Сам первоначальный образ давно утерян, сегодня чтимый список с нее находится в Нижнем Новгороде, в Благовещенском монастыре. Оригинал, написанный более тысячи лет назад, также исчез. Святыни теряются не случайно - Господь скрывает их либо до времени, либо укрывает от поругания. Поэтому слишком огорчаться не стоит - молитвы все также возносятся к Богу, как и тысячи лет назад.


Копии

Название «Корсунская» на самом деле носят несколько разных икон. Их объединяет не столько происхождение, сколько общий тип изображения - «Умиление».

  • Образ княгини Полоцкой. Невеста Александра Невского принесла святыню в качестве приданого в 1239 г. Написан образ был в Константинополе. В Полоцке был основан Спасский женский монастырь, куда Ефросинья пожертвовала его. Образ был украшен драгоценным окладом.
  • Одигитрия Корсунская - создана в 13 в., сегодня находится в музее Кремля. Долгое время икона находилась в Успенском храме, куда ее привез Иван Грозный. По мнению историков, попала в Россию из Константинополя в начале 14 в.

Существует и несколько других образов, которые претендуют на честь именоваться Корсунской иконы Богородицы. У каждого из них отдельная история, многие прославлены чудесами, поэтому могут одинаково почитаться верующими.


Значение, о чем молятся Корсунской иконе

Данный тип изображения характерен тем, что выказывает всю глубину материнской любви. В богословском смысле он демонстрирует идеальные отношения между Господом и людьми (их представляет Богородица). Божия Матерь, как известно, имеет очень чистую душу, свободную от грехов. Поэтому она с дерзновением может возносить молитвы к Богу, вся ее душа стремится лишь к Владыке небес. На иконе Пречистая показывает это, прижимая Младенца к себе обеими руками.

Особенная нежность между Матерью и Сыном здесь проявляется в расположении фигур - Мария и Христос нежно прижимаются щека к щеке. Между их телами нет расстояния, что символизирует духовное единение. Ручка Младенца обвивает шею Богородицы. Младенец возвел глаза к Небу, как бы всматриваясь в свое будущее.

Мария же смотрит словно вглубь собственной души, на ее лице - оттенок глубокой грусти. Она ведь тоже знает, что должно произойти, когда чадо вырастет. Судьба вырвет его из материнских объятий, и она будет обнимать хладное изувеченное тело…

Но обоих объединяет великая надежда на Воскресение. Значение Корсунской иконы - показать, что крестная жертва была принесена во имя Любви Бога к человечеству. Каждый искуплен кровью Христа, об этом верующим надо помнить, ценить и беречь друг друга. Тогда каждая молитва получит ответ, упование исполнится, грехи изгладятся.

В чем помогает

В России очень почитают Божию Матерь, Корсунская икона - лишь один из примеров. О чем молятся?

  • Просят утешения в духовных скорбях, облегчения мучений;
  • О просвещении души светом Христовых заповедей;
  • О спасении и наставлении детей и близких на путь истинный;
  • О телесном исцелении от недугов.

У каждого свои печали и заботы, все их можно принести к ногам Богородицы. Она ведь мать всего человечества. Перед Корсунской иконой можно читать акафист, заказывать ей молебен, читать молитвы частным порядком. Здесь важна лишь воля самого верующего, Церковь не регулирует количество молитв. Важно, чтобы они были регулярными. Тогда постепенно уменьшиться груз забот, Бог пошлет силы и радость духовную. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Корсунская икона божией матери - где находиться, о чем моляться was last modified: Июнь 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном - в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками - в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Корсунская Шпилевская (Прозренная)

Вконтакте

(Ефесская икона Божией Матери ) - икона Девы Марии с Младенцем, почитаемая в Православной церкви чудотворной.

История иконы

Образ князя Владимира

По преданию, Ефесская, или Корсунская, икона Богороди­цы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала:

«Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

9 октября 988 г. список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы.

Позже икона была перенесена в Новгород, а оттуда - в Москву, в Кремлевский Успенский собор.

Образ Евфросинии Полоцкой

Образ был принесен из Византии в Россию в 1162 г. преподобной Евфросинией Полоцкой, дочерью Полоцкого князя Георгия.

Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель и построив в ней новую церковь в честь Пресвятой Богородицы пожелала украсить её древнейшим образом Эфесской Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке.

Она со своим слугой Михаилом отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону.

Просьба была удовлетворена и образ был отправлен на Русь из Эфеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния в 1173 г. поставила его в храме Богоматери.

Относительно нового названия иконы - Корсунская существует две версии: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый» или икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Торопецкая икона Божией Матери

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII–XVIII вв. когда было написано первое сказание о ней.

Оно связывает появление иконы в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава.

Икона стала отцовским благословением невесты на брак.

В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная в XVII–XVIII вв. легенда о ее «корсунском происхождении».

В отличие от оригинальной Корсунской иконы Торопецкая икона относится к иконописному типу Одигитрия.

Списки

Чудотворные списки с Корсунской иконы:

  • в Нижегородском Благовещенском соборе (писанная в 995 г.)
  • в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Троице-Сергиевой Лавры.

Фотогалерея

Полезная информация

Корсунская икона Божией Матери
Ефесская икона Божией Матери

Гимнография

Молитва

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Похожие статьи